Бережная Т. Н.
«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста»
Учебно-методическое пособие
«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста», учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей ГПОУ «Донецкий педагогический колледж». Специальность 53.02.01 Музыкальное образование и 44.02.01 Дошкольное образование, Донецк: ГПОУ «ДПК»
Донецк, 2020
Автор-составитель Бережная Т. Н., преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории, преподаватель-методист.
Аннотация: Учебно-методическое пособие «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» отвечает требованиям рабочих программ МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс: аккомпанемент, ОП. 12 и МДК 06.01 Основной музыкальный инструмент, разработанных на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
В пособии собрано 75 музыкально-дидактических игр для детей разных возрастных групп ДОУ, входящих в программы «Растим личность» и «Музыкальная палитра» на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, на определение жанра и развитие памяти, а также на развитие восприятия музыки. Цель данного пособия — подготовка будущих музыкальных руководителей и воспитателей к их практической работе. Пособие адресовано студентам и преподавателям музыкального и дошкольного отделений педагогического колледжа, а также музыкальным руководителям ДОУ.
- Рецензенты:
- Рогова М. В., председатель предметно-цикловой комиссии инструментального цикла ГПОУ «Донецкий педагогический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории, «старший преподаватель».
- Молочная Н. В., преподаватель методик дошкольного образования ГПОУ «Донецкий педагогический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории.
Бережная Тамара Николаевна, Донецк, 2020 — 165 страниц.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
- ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОУ
- Формирование познавательных способностей у детей
- Роль музыкальной игры в жизни ребёнка
- Характеристика понятия «Музыкально-дидактическая игра»
- Классификация музыкально-дидактических игр
- Дидактические игры и пособия
- Методика организации музыкально-дидактических игр
- Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки
- Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения
- Использование музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма и музыкально-ритмических движений
- Использование музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах
- Заключение
- МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
- СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МДИ
- Литература
- Интернет-ресурсы
- НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ
- ТАБЛИЦЫ ПОСОБИЙ К ИГРАМ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность» и вариативной воспитательно-образовательной программой художественно-эстетического развития детей «Музыкальная палитра».
В пособие входят вопросы методики проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ и музыкально-дидактические игры для всех возрастных групп детского сада.
Приводится описание 75 музыкально-дидактических игр на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, на определение жанра и развитие памяти, а также на развитие восприятия музыки. Каждая дидактическая игра имеет следующую структуру: цель, игровой материал, музыкальное сопровождение, методику проведения. Красочные иллюстрации помогут лучше понять содержание каждой игры. Картинки можно использовать как пособия к играм, распечатав их из электронной версии сборника. В приложении также имеются таблицы пособий к отдельным играм. По предложенным электронным ссылкам можно посмотреть видеозаписи игр, имеющихся на YouTube, а также послушать музыкальный материал к некоторым играм.
В приложении собран весь нужный нотный репертуар, на котором строятся музыкально-дидактические игры. Для студентов с минимальной музыкальной подготовкой автором пособия сделаны переложения в лёгком варианте.
Музыкальный репертуар при желании можно заменять другим, но в пределах программных требований, условно соответствующим какой-либо дидактической задаче.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для многоцелевого использования: студентами и преподавателями профессиональных образовательных учреждений педагогического профиля, воспитателями и музыкальными руководителями ДОУ, родителями для организации музыкальной деятельности детей.
СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МДИ
№ п/п
|
Название игры
|
Нотное приложение
|
Образовательная программма ДО
|
Возрастная группа |
Классификация МДИ*
|
Страница |
1
|
Птица и птенчики
|
1
|
РЛ МП |
Мл. Ср. |
А |
18
|
2
|
Весёлые матрёшки
|
2
|
РЛ |
Мл. |
А |
18
|
3
|
Три медведя
|
3, 4
|
РЛ |
Мл. |
А |
19
|
4
|
Кто как идёт?
|
|
РЛ МП |
Мл. Ср. |
Б |
20
|
5
|
Большие и маленькие. Шаги зверей
|
5
|
РЛ |
Мл. |
Б |
20
|
6
|
Весёлые дудочки
|
6
|
РЛ МП |
Мл. Ср. |
Б |
22
|
7
|
Громко-тихо
|
7–10
|
РЛ МП |
Мл. Ср. П. |
В, Г |
22
|
8
|
Узнай свой инструмент
|
11
|
РЛ МП |
Мл. Ср. |
В, Г |
23
|
9
|
Угадай, на чём играю?
|
12
|
РЛ МП |
Мл. Ср. Ст. П. |
В, Г |
24
|
10
|
Колокольчики
|
13
|
РЛ |
Мл. |
В, Г |
24
|
11
|
Что делает кукла? (танцует и спит)
|
14
|
РЛ |
Мл. Ср. |
Д |
25
|
12
|
Что делает кукла? (шагает и бегает)
|
15
|
РЛ |
Мл. Ср. |
Д |
25
|
13
|
Разбудим Таню
|
|
РЛ |
Мл. |
Д |
26
|
14
|
Узнай и спой песню по картинке
|
|
РЛ |
Мл. Ср. |
Д |
26
|
15
|
Качели
|
16
|
РЛ МП |
Ср. |
А |
26
|
16
|
Эхо
|
16
|
МП |
Ср. |
А |
27
|
17
|
Курицы
|
17
|
МП |
Ср. |
А |
27
|
18
|
Мишка и Мышка
|
18
|
МП |
Ср. |
А |
28
|
19
|
Петушок, курочка и цыплёнок
|
19
|
РЛ МП |
Ср. |
Б |
28
|
20
|
Сыграй, как я
|
|
РЛ |
Ср. |
Б |
29
|
21
|
Ритмические палочки
|
|
МП |
Ср. П. |
Б |
29
|
22
|
Музыкальный магазин
|
|
РЛ МП |
Ср. Ст. П. |
Д |
30
|
23
|
Музыкальное лото
|
|
РЛ МП |
Ст. П. |
А |
31
|
24
|
Ступеньки
|
20
|
РЛ МП |
Ст. П. |
А |
32
|
25
|
Где мои детки?
|
|
РЛ МП |
Ст. |
А |
32
|
26
|
Мама и детки
|
|
РЛ МП |
Ст. |
А |
33
|
27
|
Определи по ритму
|
|
РЛ МП |
Ст. П. |
Б |
33
|
28
|
Ритмические полоски
|
|
РЛ МП |
Ст. П. |
Б |
34
|
29
|
Учись танцевать
|
|
РЛ МП |
Ст. |
Б |
35
|
30
|
Музыкальные загадки
|
|
РЛ МП |
Ст. П. |
В |
35
|
31
|
Музыкальный домик
|
|
РЛ МП |
Ст. П. |
В |
35
|
32
|
Громко, тихо запоём
|
21
|
РЛ МП |
Ст. П. |
Г |
36
|
33
|
Звенящие колокольчики
|
22
|
РЛ МП |
Ст. П. |
Г |
36
|
34
|
Сказка-шумелка «Глупая лисичка»
|
|
МП |
Ст. |
Г |
36
|
35
|
Будь внимательным
|
|
РЛ МП |
Ст. П. |
Д |
37
|
36
|
Буратино
|
23, 24
|
РЛ МП |
Ст. П. |
Д |
37
|
37
|
Времена года
|
|
РЛ МП |
Ст. П. |
Д |
38
|
38
|
Наши песни
|
|
РЛ МП |
Ст. П. |
Д |
38
|
39
|
Море и ручеёк
|
25
|
МП |
Ст. |
А |
38
|
40
|
Ритмические шарики
|
|
МП |
Ст. |
Б |
39
|
41
|
Постучи-повтори
|
26
|
МП |
Ст. П. |
Б |
40
|
42
|
Весёлый поезд
|
27–29
|
МП |
Ст. |
Б |
40
|
43
|
Кто идёт?
|
30
|
МП |
Ст. П. |
Б |
41
|
44
|
Большие и маленькие пуговицы
|
|
МП |
Ст. |
Б |
42
|
45
|
Море
|
31
|
МП |
Ст. П. |
Д |
42
|
46
|
Сложи песенку
|
32
|
МП |
Ст. П. |
Д |
43
|
47
|
Три поросёнка
|
|
РЛ |
П. |
А |
44
|
48
|
Подумай, отгадай
|
33–35
|
РЛ |
П. |
А |
44
|
49
|
Звуки разные бывают
|
|
РЛ |
П. |
А |
45
|
50
|
Весёлые Петрушки
|
|
РЛ |
П. |
А |
45
|
51
|
Музыкальный театр
|
|
МП |
П. |
А |
46
|
52
|
Три колокольчика
|
36
|
МП |
П. |
А |
46
|
53
|
Чей голос?
|
37–40
|
МП |
П. |
А, В |
47
|
54
|
Прогулка в парк
|
|
РЛ |
П. |
Б |
48
|
55
|
Выполни задание
|
|
РЛ |
П. |
Б |
48
|
56
|
Постучи-повтори
|
|
МП |
П. |
Б |
48
|
57
|
Рассказ музыкального инструмента
|
|
РЛ |
П. |
В |
49
|
58
|
Весёлые шумишки
|
|
МП |
П. |
В |
49
|
59
|
Узнай свой инструмент
|
|
МП |
П. |
В |
50
|
60
|
Кого встретил Колобок?
|
41, 42
|
МП |
П. |
В |
52
|
61
|
Домик для музыкальных инструментов
|
|
МП |
П. |
В |
52
|
62
|
На лугу
|
43–48
|
РЛ |
П. |
Д |
52
|
63
|
Песня – танец – марш
|
49
|
РЛ |
П. |
Д |
53
|
64
|
Наши любимые произведения
|
|
РЛ |
П. |
Д |
54
|
65
|
Волшебный сундучок
|
|
МП |
П. |
Д |
54
|
66
|
Кубик настроения
|
50
|
МП |
П. |
Д |
55
|
67
|
Цветик-семицветик
|
|
МП |
П. |
Д |
56
|
68
|
Музыкальные сестрички
|
51
|
МП |
П. |
Д |
57
|
69
|
Музыкальная копилка
|
|
МП |
П. |
Д |
58
|
70
|
Три домика
|
52
|
МП |
П. |
Д |
58
|
71
|
В гостях у Мажора и Минора
|
53–55
|
МП |
П. |
Д |
59
|
72
|
Назови композитора
|
|
РЛ |
П. |
Д |
60
|
73
|
Угадай песню
|
|
РЛ |
П. |
Д |
60
|
74
|
Повтори мелодию
|
|
РЛ |
П. |
Д |
60
|
75
|
Узнай произведение
|
|
РЛ |
П. |
Д |
61
|
- * Классификация МДИ:
- А – Игры на развитие звуковысотного слуха
- Б – Игры на развитие чувства ритма
- В – Игры на развитие тембрового слуха
- Г – Игры на развитие динамического слуха
- Д – Игры на определение жанра, восприятия музыки и развитие памяти
Пособие можно приобрести также в электронном формате.
Раздел отзывов. Как оставить свой отзыв
По поводу приобретения пособия обращайтесь к автору-составителю
|