Бережная Т. Н.

«Музыкально-дидактические игры
для детей дошкольного возраста»

Учебно-методическое пособие

«Музыкальные дидактические игры для детей дошкольного возраста» «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста», учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей ГПОУ «Донецкий педагогический колледж». Специальность 53.02.01 Музыкальное образование и 44.02.01 Дошкольное образование, Донецк: ГПОУ «ДПК»
Донецк, 2020
Автор-составитель Бережная Т. Н., преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории, преподаватель-методист.

Аннотация: Учебно-методическое пособие «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» отвечает требованиям рабочих программ МДК.03.03. Музыкально-инструментальный класс: аккомпанемент, ОП. 12 и МДК 06.01 Основной музыкальный инструмент, разработанных на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
В пособии собрано 75 музыкально-дидактических игр для детей разных возрастных групп ДОУ, входящих в программы «Растим личность» и «Музыкальная палитра» на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, на определение жанра и развитие памяти, а также на развитие восприятия музыки. Цель данного пособия — подготовка будущих музыкальных руководителей и воспитателей к их практической работе. Пособие адресовано студентам и преподавателям музыкального и дошкольного отделений педагогического колледжа, а также музыкальным руководителям ДОУ.

Рецензенты:
Рогова М. В., председатель предметно-цикловой комиссии инструментального цикла ГПОУ «Донецкий педагогический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории, «старший преподаватель».
Молочная Н. В., преподаватель методик дошкольного образования ГПОУ «Донецкий педагогический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории.

Бережная Тамара Николаевна, Донецк, 2020 — 165 страниц.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОУ
Формирование познавательных способностей у детей
Роль музыкальной игры в жизни ребёнка
Характеристика понятия «Музыкально-дидактическая игра»
Классификация музыкально-дидактических игр
Дидактические игры и пособия
Методика организации музыкально-дидактических игр
Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки
Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения
Использование музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма и музыкально-ритмических движений
Использование музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах
Заключение
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МДИ
Литература
Интернет-ресурсы
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИМ ИГРАМ
ТАБЛИЦЫ ПОСОБИЙ К ИГРАМ

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с типовой образовательной программой дошкольного образования «Растим личность» и вариативной воспитательно-образовательной программой художественно-эстетического развития детей «Музыкальная палитра».

В пособие входят вопросы методики проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ и музыкально-дидактические игры для всех возрастных групп детского сада.

Приводится описание 75 музыкально-дидактических игр на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, на определение жанра и развитие памяти, а также на развитие восприятия музыки. Каждая дидактическая игра имеет следующую структуру: цель, игровой материал, музыкальное сопровождение, методику проведения. Красочные иллюстрации помогут лучше понять содержание каждой игры. Картинки можно использовать как пособия к играм, распечатав их из электронной версии сборника. В приложении также имеются таблицы пособий к отдельным играм. По предложенным электронным ссылкам можно посмотреть видеозаписи игр, имеющихся на YouTube, а также послушать музыкальный материал к некоторым играм.

В приложении собран весь нужный нотный репертуар, на котором строятся музыкально-дидактические игры. Для студентов с минимальной музыкальной подготовкой автором пособия сделаны переложения в лёгком варианте.

Музыкальный репертуар при желании можно заменять другим, но в пределах программных требований, условно соответствующим какой-либо дидактической задаче.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для многоцелевого использования: студентами и преподавателями профессиональных образовательных учреждений педагогического профиля, воспитателями и музыкальными руководителями ДОУ, родителями для организации музыкальной деятельности детей.

СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МДИ

№ п/п Название игры Нотное приложение Образовательная программма ДО Возрастная группа Классификация МДИ* Страница
1 Птица и птенчики 1 РЛ МП Мл. Ср. А 18
2 Весёлые матрёшки 2 РЛ Мл. А 18
3 Три медведя 3, 4 РЛ Мл. А 19
4 Кто как идёт? РЛ МП Мл. Ср. Б 20
5 Большие и маленькие. Шаги зверей 5 РЛ Мл. Б 20
6 Весёлые дудочки 6 РЛ МП Мл. Ср. Б 22
7 Громко-тихо 7–10 РЛ МП Мл. Ср. П. В, Г 22
8 Узнай свой инструмент 11 РЛ МП Мл. Ср. В, Г 23
9 Угадай, на чём играю? 12 РЛ МП Мл. Ср. Ст. П. В, Г 24
10 Колокольчики 13 РЛ Мл. В, Г 24
11 Что делает кукла? (танцует и спит) 14 РЛ Мл. Ср. Д 25
12 Что делает кукла? (шагает и бегает) 15 РЛ Мл. Ср. Д 25
13 Разбудим Таню РЛ Мл. Д 26
14 Узнай и спой песню по картинке РЛ Мл. Ср. Д 26
15 Качели 16 РЛ МП Ср. А 26
16 Эхо 16 МП Ср. А 27
17 Курицы 17 МП Ср. А 27
18 Мишка и Мышка 18 МП Ср. А 28
19 Петушок, курочка и цыплёнок 19 РЛ МП Ср. Б 28
20 Сыграй, как я РЛ Ср. Б 29
21 Ритмические палочки МП Ср. П. Б 29
22 Музыкальный магазин РЛ МП Ср. Ст. П. Д 30
23 Музыкальное лото РЛ МП Ст. П. А 31
24 Ступеньки 20 РЛ МП Ст. П. А 32
25 Где мои детки? РЛ МП Ст. А 32
26 Мама и детки РЛ МП Ст. А 33
27 Определи по ритму РЛ МП Ст. П. Б 33
28 Ритмические полоски РЛ МП Ст. П. Б 34
29 Учись танцевать РЛ МП Ст. Б 35
30 Музыкальные загадки РЛ МП Ст. П. В 35
31 Музыкальный домик РЛ МП Ст. П. В 35
32 Громко, тихо запоём 21 РЛ МП Ст. П. Г 36
33 Звенящие колокольчики 22 РЛ МП Ст. П. Г 36
34 Сказка-шумелка «Глупая лисичка» МП Ст. Г 36
35 Будь внимательным РЛ МП Ст. П. Д 37
36 Буратино 23, 24 РЛ МП Ст. П. Д 37
37 Времена года РЛ МП Ст. П. Д 38
38 Наши песни РЛ МП Ст. П. Д 38
39 Море и ручеёк 25 МП Ст. А 38
40 Ритмические шарики МП Ст. Б 39
41 Постучи-повтори 26 МП Ст. П. Б 40
42 Весёлый поезд 27–29 МП Ст. Б 40
43 Кто идёт? 30 МП Ст. П. Б 41
44 Большие и маленькие пуговицы МП Ст. Б 42
45 Море 31 МП Ст. П. Д 42
46 Сложи песенку 32 МП Ст. П. Д 43
47 Три поросёнка РЛ П. А 44
48 Подумай, отгадай 33–35 РЛ П. А 44
49 Звуки разные бывают РЛ П. А 45
50 Весёлые Петрушки РЛ П. А 45
51 Музыкальный театр МП П. А 46
52 Три колокольчика 36 МП П. А 46
53 Чей голос? 37–40 МП П. А, В 47
54 Прогулка в парк РЛ П. Б 48
55 Выполни задание РЛ П. Б 48
56 Постучи-повтори МП П. Б 48
57 Рассказ музыкального инструмента РЛ П. В 49
58 Весёлые шумишки МП П. В 49
59 Узнай свой инструмент МП П. В 50
60 Кого встретил Колобок? 41, 42 МП П. В 52
61 Домик для музыкальных инструментов МП П. В 52
62 На лугу 43–48 РЛ П. Д 52
63 Песня – танец – марш 49 РЛ П. Д 53
64 Наши любимые произведения РЛ П. Д 54
65 Волшебный сундучок МП П. Д 54
66 Кубик настроения 50 МП П. Д 55
67 Цветик-семицветик МП П. Д 56
68 Музыкальные сестрички 51 МП П. Д 57
69 Музыкальная копилка МП П. Д 58
70 Три домика 52 МП П. Д 58
71 В гостях у Мажора и Минора 53–55 МП П. Д 59
72 Назови композитора РЛ П. Д 60
73 Угадай песню РЛ П. Д 60
74 Повтори мелодию РЛ П. Д 60
75 Узнай произведение РЛ П. Д 61
* Классификация МДИ:
А – Игры на развитие звуковысотного слуха
Б – Игры на развитие чувства ритма
В – Игры на развитие тембрового слуха
Г – Игры на развитие динамического слуха
Д – Игры на определение жанра, восприятия музыки и развитие памяти

Пособие можно приобрести также в электронном формате.
Раздел отзывов. Как оставить свой отзыв

По поводу приобретения пособия обращайтесь к автору-составителю

На главную страницу автора На главную страницу сайта