Денис Бережной

Публикации

Между оперой и рестораном
(история неформатного музыканта)

Я познакомилась с Денисом Бережным, когда он пытался отыскать информацию об украинском или российском конкурсе для оригинальных исполнителей авторской музыки. Мы с ним тогда так ничего и не нашли, только поп-конкурсы или рок-фестивали, конкурсы для исполнителей классической музыки или бардов. Когда я услышала Дениса, я поняла, почему ни один из этих конкурсов ему не подходит. То, что поет он, находится на пересечении всех этих жанров, не ограничиваясь ни одним из них.

Несостоявшийся оперный реформатор

Денис – профессиональный оперный певец. Этому искусству он учился 9 лет в Донецкой консерватории, в которую поступил не сразу – пришлось сначала брать частные уроки. Петь я тогда действительно не умел, а очень хотелось, – говорит Денис. – У меня классический баритон, я пел партию Дон Жуана... Но чем дальше, тем острее чувствовалось, что оперное искусство у нас сейчас в такой яме... Чтобы опера стала интересной, нужно переписать либретто, нужны молодые интересные режиссеры, нужны новые оперы новых композиторов – их же учат этому в консерватории. Но я один это не потяну... – объясняет Денис. Изменить оперу в целом Денис даже не пытался, для этого должно быть особое призвание. Его призвание и его путь были иными...

Ресторанно-переходная школа

Денис Бережной, 2003 г. Есть ли для музыканта школа важнее, чем консерватория? Денис утверждает, что есть. Получив классическое вокальное образование, он пошел петь в рестораны. И не потому, что нужно было много денег. Еще в советское время, до учебы в консерватории, за час пения в подземном переходе он получал около 60 рублей (тех еще, советских, в то время как месячная инженерская зарплата была 120 рублей). Этого хватало надолго. После консерватории петь в переходах было уже как-то несерьезно. В рестораны он пошел, чтобы узнать людей, узнать своего потенциального слушателя и научиться не под него подстраиваться, а этого самого ресторанного слушателя подтягивать к себе. Когда я начинал петь в ресторанах, люди сразу переставали есть – и это отличает меня от лабуха, который создает благоприятную атмосферу для потребления пищи. А когда ко мне подходили мужчины в слезах и говорили, что мои песни о них, то большего я и не желал. Однажды его пригласили выступить на дискотеке в перерыве между танцами. Что тут делает этот с гитаркой?! Зачем он нужен? – возмущался танцующий народ. Но как только он запел, все сначала замерли, потом начали тихо двигаться в такт – и слушали до самого конца.

Для каждой аудитории Денис учился подбирать репертуар. Еще в консерватории он переложил для гитары оперные романсы, которые герой обычно исполняет под бутафорскую мандолину; переворошил целый пласт цыганского романса, где-то заменив старинные выражения на современные; позже изучил блатную музыку и понял, что и там есть своя непреложная классика, которую из истории музыки никак не выбросишь. И, конечно, пел свои песни. Потому что чувствовал, что они нужны, что они нравятся. Потому что сам оказался в музыкальном вакууме именно как слушатель. Я уже не отношу себя к молодежи – мне не понятна современная тусовочная музыка, я уже не могу слушать рок, не могу слушать поп-музыку. У меня за плечами классическая школа. И мне как слушателю страшно хотелось чего-то умненького, а ничего такого не было. Пришлось писать и петь это самому, – улыбается Денис.

Я такой один

Говорит об этом Денис не с гордостью, а с горечью. Ему трудно выбрать даже радио, на которое можно было бы отнести свои записи, ему трудно выбрать конкурс, на котором бы он мог быть адекватным. Он не может взять спонсорские деньги (ему не раз предлагали), потому что не знает, что с ними делать и как их возвращать. Потому что в необходимой триаде исполнитель – спонсор – продюсер третье звено для него пока не находится.

И при этом он действительно единственный профессиональный исполнитель песен под гитару, который соединил в своем творчестве бардовско-рокерское внимание к текстам, классический вокал и профессиональный подход к музыке. А еще так необходимую в опере способность к актерской игре. Он не просто поет – он разыгрывает песню, он разыгрывает целую эмоциональную жизнь.

Денис Бережной преподает этику и эстетику в одной из донецких академий. Не столько ради заработка, сколько из желания хоть кого-то научить воспринимать настоящую красоту и настоящее искусство.

Будущее только начинается

Я не верю, что любая написанная обо мне статья что-то изменит. Я точно так же еще очень долго буду выходить к зрителю, как тип с гитаркой. Хотя многие меня уже знают, воспринимают, постоянно приглашают меня с концертами. В особом пути Дениса, несмотря ни на что, начинается новый этап. Прошла пора ученичества – и хочется учить самому, хочется что-то делать. И в планах – сделать аранжировки своих песен, все-таки записать их.

Недавно Дениса Бережного пригласили петь перед бельгийской делегацией. И за этим единственным концертом последовало приглашение поработать в Бельгии и Франции. Для бельгийцев же Денис записал первые свои диски. И теперь услышать записи нашего донецкого неформатного музыканта, который странным образом попал в бельгийский музыкальный формат, можно в Европе (и пока только в Европе). А живые его концерты можно заказать в лучших казино и ресторанах города, куда главной его аудитории – интеллигенции – путь закрыт. И хотелось бы остаться здесь и петь для своих, но этот город выдавливает нас отсюда... Будущее Дениса, вероятнее всего, скоро начнется, но вряд ли в Донецке. И мы, как всегда, когда-нибудь потом будем гордиться своим талантливым земляком, которого город вовремя вытеснил искать счастья...

«Донецкие новости», № 623 от 2003.06.12
Анна Сидельникова

© Денис Бережной, denysberezhnyi.com.ua