Музыкальные произведения, стихи, загадки для детей,
классифицированные по темам
в трёх частях
Сборник содержит более 1000 музыкальных произведений, стихов, загадок для детей, классифицированных по темам, и может быть использован на музыкальных занятиях и в часы досуга в детском саду и в начальной школе.
Автор-составитель Бережная Тамара Николаевна, преподаватель высшей категории, «преподаватель-методист».
Донецк: Донецкий педагогический колледж, 2008 – 158 страниц (I часть).
Пособие составлено с целью подготовки будущих музыкальных руководителей и учителей музыки к их практической работе.
Издание рассчитано на музыкальных руководителей детских садов, воспитателей, учителей музыки, а также студентов и преподавателей музыкальных отделений педагогических учебных заведений.
Рецензенты: Шевченко А. В., заведующий музыкального отделения Донецкого педагогического колледжа, преподаватель высшей категории, «преподаватель-методист».
Шеховцова Н. В., заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель высшей категории, «преподаватель-методист».
Рогова М. В., председатель предметно-цикловой комиссии фортепиано и игры на музыкальном инструменте Донецкого педагогического колледжа, преподаватель высшей категории, «старший преподаватель».
Рассмотрено на заседании методического совета колледжа. Протокол № 1 от 31.08.2007.
Бережная Тамара Николаевна, 2008 г.
Донецкий педагогический колледж
Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В. Сухомлинский
Предисловие
Музыкальное воспитание является важным средством формирования личности, духовного мира человека. Правильно организованное слушание музыки развивает музыкальные способности ребенка. Яркая, эмоциональная музыка привлекает внимание детей, вызывает интерес, развивает воображение, помогает лучше понять содержание. С ещё большим интересом дети слушают музыку, которая сопровождает рассказ.
Материал этого сборника предназначен для слушания музыки с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Почти все музыкальные пьесы сопровождаются стихами, загадками и рисунками на общую тему. Это поможет создать положительное, приподнятое эмоциональное настроение и вызвать определенные ассоциации, которые будут способствовать более полному восприятию музыкального произведения, пониманию его характера. Особенно ценным для русскоязычного региона является то, что литературные приложения представлены на украинском и русском языках.
Музыкально-литературный материал подан по темам: «Лесные животные», «Зоопарк», «Птицы», «Лягушки», «Насекомые», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Рыбки», «Сказка. Сказочные герои», «Игрушки», «Цирк», «Музыкальные портреты», «Явления природы», «Игра», «Путешествие. Средства передвижения», «Настроение, озвученное музыкой», «Часы», «Музыкальные инструменты».
Предложенные музыкальные произведения написаны разными композиторами. Многие из них имеют одинаковые названия. Они контрастны, разнохарактерны. Слушая их, дети научатся различать средства музыкальной выразительности, находить черты сходства и различия настроения. Всё это обогатит их музыкальные впечатления.
Собранный здесь материал поможет подобрать нужные иллюстрации к рассказам и сказкам для детей. Образцы таких музыкальных повествований, созданных студентами Донецкого педагогического колледжа, предлагаются вашему вниманию.
Материал этого сборника можно использовать на музыкальных занятиях, уроках музыки и в часы досуга, а также в семье, если кто-то из её членов умеет играть на фортепиано.
Много лет я собирала этот материал и буду рада, если он поможет вам пополнить программный репертуар, сделает музыкальные занятия с детьми ещё более интересными.
Т. Бережная
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Примерный перечень тем для составления музыкальных повествований
ЛЕСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
М. Степаненко. Белочка
Т. Ломова. Белка
И. Королькова. Белочка
Т. Ломова. Волк
Н. Леви. Волк
В. Витлин. Волки
Д. Кабалевский. Ёж
Т. Бережная. Ёжик
Т. Ломова. Ёж
Р. Валер. Ежи
Ю. Слонов. Рыжая лиса
Е. Тиличеева. Лиса
Т. Ломова. Лиса
Г. Финаровский. Танец лисички
Ю. Щуровский. Хитрая лисичка
Т. Вилькорейская. Лиса
М. Сатулина. Лиса
М. Келкел. Вороватая лисица
А. Левкодимов. Лиса
В. Блок. Медведь в лесу
Т. Ломова. Медведь
М. Красев. Медведь. Из детской оперы "Теремок"
С. Халаимов. Ходит мишка лесом
Г. Галынин. Медведь
Т. Шутенко. Медведь
М. Жербин. Мишка косолапый
Е. Каменоградский. Медведь
Т. Ломова. Медведь
Т. Ломова. Танец медведя
М. Красев. Танец медвежат
В. Ребиков. Медведь
Д. Шостакович. Медведь
Ан. Александров. Медведь танцует под флейту
Л. Сидельников. Медвежонок
Т. Попатенко. Медведь
Л. Мечников. Медведь
В. Витлин. Медведи
Г. Фрид. Медвежонок (1 вариант, 2 вариант)
Ю. Виноградов. Танец медвежат. Обработка И. Визной
Ю. Виноградов. Танец медвежат
Д. Шостакович. Медведь
А. Зноско-Боровский. Медвежонок
Д. Шостакович. Медведь
Е. Тиличеева. Медведь
А. Муха. Белый медведь
А. Николаев. Ученый медведь
Н. Торопова. Полька для медвежонка
А. Гедике. Зайчик
Г. Финаровский. Танец зайчиков
Обработка Н. Римского-Корсакова. Зайчонок
В. Витлин. Марш зайчат
Т. Ломова. Зайчик танцует
Е. Тиличеева. Зайчик танцует
М. Раухвергер. Весёлые зайчики
Т. Ломова. Зайчик
Т. Ломова. Зайчата
Г. Галынин. Зайчик
В. Волков. По заячьим следам
Д. Кабалевский. Зайчик дразнит медвежонка
Ю. Рожавская. Зайчики
ЗООПАРК
Т. Шутенко. Обезьянки
П. Берлин. Обезьянки на дереве
Н. Карминский. Носорог
К. Мясков. Тигр
Ж. Колодуб. Зебра
М. Раухвергер. Слон
К. Сен-Санс. Слон
И. Королькова. Слон
Т. Шутенко. Слон
В. Комаров. Весёлый слонёнок
А. Зноско-Боровский. Слон танцует (сокращенный вариант)