Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

Мотивация без криков и оценок

2017.01.16

Доклад «Развитие позитивной мотивации к обучению, к познанию мира и ценностей культуры» и мастер-класс «Научись петь и играть на гитаре за 10 минут» проведены в ходе педагогического совета «Педагогическая мастерская» в январе 2017 г.

Одной из задач музыкального образования является развитие у учащихся мотивации к приобретению необходимых навыков. Мотивация — это побуждение к действию, пробуждение желания достичь успеха в обучении. Интерес пробуждается и поддерживается, если у учащегося что-то начинает получаться из того, что он должен уметь. Чтобы правильно мотивировать ребёнка нужно сразу, не теряя времени, добиться успеха в поставленной задаче. Речь идёт не о глобальной задаче обучения, а о маленьких практических задачах, например, правильно поставить левую руку, взять один аккорд, ритмично играть простейший ритмический рисунок, услышать и чисто спеть один звук. Позже объём задач увеличивается: сыграть последовательность аккордов, выучить более сложный ритмический рисунок, выстроить баланс исполнения. Преподаватель гибко меняет степень похвалы ученика — то, что удостоилось бурной эмоциональной похвалы на начальном этапе, может быть воспринято учителем спокойнее на последующих этапах или с более одарённым учеником для того, чтобы похвалить одарённого за более сложную задачу. Череда успехов в преодолении трудностей поддерживает интерес к занятиям.

Если к концу первого занятия начавший с нуля учащийся сам поёт и аккомпанирует себе обеими руками на гитаре пусть и простую песню и с помощью учителя, то это лучшая мотивация для того, чтобы развивать результат и продолжать обучение.

Первое самостоятельное исполнение


Любой из вас, кто не играл до этого на гитаре, может попробовать поучиться этому с моей помощью и почувствовать, насколько это просто. (Далее — небольшой мастер-класс, практическая часть: игра вдвоём на одной гитаре под пение преподавателя, развитие музыкального слуха.) После этого вы сами можете сделать вывод, насколько мотивирует быстрый результат.

Не так давно я узнал, что метод, который я использовал в преподавании много лет, сейчас внедряется повсеместно и называется он компетентностным подходом. Это смещение акцентов от знаний, которые быстро забываются, к нужным умениям, которые остаются надолго, и к ценностным ориентирам, качествам, готовности к применению умений и к решимости. Сосредоточение внимания на формировании нужных жизненных умений вовсе не означает, что на знания не обращают внимания. Они нужны, но здесь имеет значение путь, как к ним прийти.

В нашем предмете приобретение теоретических знаний не должно идти прежде приобретения умений и навыков. Грубо упрощая этот тезис: нужно уметь, а не знать. История музыки знает много выдающихся музыкантов, которые умели, но не знали. А вот неумеющих музицировать теоретиков мы знаем значительно меньше. То есть важно правильно выстроить процесс обучения: сначала научить что-то сделать, и после уверенного выполнения перейти к терминам. Иногда это делается почти параллельно: ставим пальчик сюда, на эту струну, а струн у нас шесть, а это вторая, на этот прямоугольничек, а он называется ладом, а они тоже считаются... И пока ученик пытается прижать струну к грифу, ненавязчиво знакомится с устройством инструмента. В подобных случаях важнее, чтобы учащийся смог сыграть или спеть практически, а теорию можно выучить со временем.

Также для мотивации учащихся помогает настроенность и подготовка к публичному исполнению. Это может быть исполнение для родных, друзей или на концертах. Часто после выступлений ученик получает сильнейший мотивирующий заряд. Этому способствует удовольствие от процесса исполнения, удовлетворение от самостоятельно сделанной работы, одобрение слушателей.

В летнем лагере


Как правило, даже если вначале учащийся не горит желанием выступить перед публикой, то по мере того, как его исполнительские навыки улучшаются и достигают хорошего уровня, желание поделиться с другими людьми своими успехами появляется. Помогает этому правильный настрой со стороны учителя: как здорово — сделать людям праздник! как хорошо ты уже играешь, какое удовольствие петь и играть самому, давай и другие порадуются, слушая хорошую музыку, кто ещё им так споёт и сыграет?! Самый свежий пример. Недавно моя 11-летняя ученица первый раз спела под гитару на публике на новогоднем концерте. В этот же день мальчик, который ей давно нравился и который не решался потанцевать с ней, пригласил её на танец, спустя неделю признался в любви, обкидал снежками. Счастливая, разгорячённая от снежков она пришла на урок со словами… нет, не «ой, я сейчас такая мотивированная-мотивированная для уроков пения под гитару!», она просто рассказала о своей радости и попросила подготовить с ней песню к следующему празднику. А раньше отказывалась выступать. Это и есть позитивная мотивация.

Также мотивирует учащегося наблюдение и сравнение с другими учениками. Иногда это соревновательность, желание подтянуться к тому, чего достиг другой ученик. Или желание быть наставником, помочь тому, кто чуть отстаёт.

Хорошо поддерживает интерес ребёнка к обучению совместное музицирование или исполнение различных произведений преподавателем. Запал, эмоции учителя передаются ученику и он заражается и заряжается музыкой. Кроме того, так решается следующая задача музыкального образования — мотивация к познанию мира и ценностей культуры. Когда ученик слышит новую для себя музыку, видит, насколько многообразной она может быть, как отличаются вкусы людей, находящихся рядом, это стимулирует к открытию неизведанного. Интересно, что даже если музыка, которая нравится живущему рядом знакомому человеку, намного отличается от того, что привык слушать учащийся и она для него не родная, он пытается по инстинктивным, природным правилам человеческого общежития научиться сосуществовать с этой культурой.

Я знаю, что в современном мире, несмотря на развитие средств передачи информации, подростки иногда продолжают жить в своём обособленном, маленьком мирке, из которого мир большой пока не виден. И когда они узнают, что, кроме привычных им песен из социальных сетей, есть огромные пласты музыки этнической (у каждого народа и на протяжении веков), классической (разных родов искусства), джаза, мелодекламации, музыки для кинематографа и компьютерных игр, ритуальной, музыки для рекламы, хоровой, театральной, религиозной, маргинальной (и мадригальной, конечно, тоже), маршей, гимнов, музыкальных сказок и т. д., это становится удивительным открытием. На этом фоне их особенно поражает в действительности мизерное, микроскопическое, ничтожное количество так называемого мейнстрима, популярной музыки.

Сколько мейнстрима во всей существующей музыке?

Удивление подталкивает к любопытству и интересу к предмету изучения, познанию мира. Чтобы знакомить учащихся с образцами мировой музыки, расширять их кругозор, мы используем технические средства обучения: компьютер, интернет, подготовленные подборки музыкальных отрывков. Чтобы ученик не просто пассивно отслушал музыку, можно поучить его слышать отдельные инструменты в записи, или сравнивать и отличать удачные исполнения от менее удачных. Например, почему одно исполнение Лунной сонаты Бетховена при одинаковом количестве нот на минуту длиннее другого исполнения. Минута — это же очень много! Почему пение одного муэдзина можно назвать талантливым, а другого — нет. Почему от одного исполнения мелодии Глюка хочется плакать от избытка чувств, а другое исполнение этой же мелодии хочется выключить. Это настоящая исследовательская работа в обучении.

Кроме этого любой слуховой подбор или транспонирование песни становится исследовательской работой, если поставить перед учеником задачу, вопрос и, не спеша отвечать на него, попросить прийти к решению самостоятельно. Творческой и исследовательской работой также могут быть:

  • задачи выбора ритмического рисунка для песни при отсутствии гитарной партии в оригинале;
  • экспериментальное исполнение в иной вокальной манере;
  • выстраивание формы произведения с учётом законов камерной музыки, каковой и является пение под гитару, а не по законам жанра оригинала произведения;
  • упрощение или усложнение гармонии произведения.

С течением времени я буду дополнять этот перечень эффективных, действенных методов, которые использую на занятиях Школы пения и аккомпанемента на гитаре для развития позитивной мотивации и кругозора учащихся.


Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видеоуроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь:
Школа пения и аккомпанемента на гитаре
Смотрите также:
Гитара + Вокал. Учимся по Skype;
О «правильных» схемах аккордов;
Схемы аккордов для левшей;
Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно;
Коллекция гитарных боёв;
Схемы гитарных боёв;
Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен;
Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры;
Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары;
Расположение нот на грифе гитары;
Как завершить песню красиво;
«Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов;
Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ;
Устройство гитары. Интерактивное приложение;
Из опыта работы с одарёнными учащимися;
О некоторых особенностях и отличиях школы;
Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

© Денис Николаевич Бережной, denysberezhnyi.com.ua