Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

Смешные случаи и курьёзы
из моей музыкальной и педагогической практики

1990—...

* * *

Учим песню группы «Король и шут» «Проклятый старый дом».
Ученик говорит:
— Какая хорошая песня. Спою её дедушке на день рождения!
Я:
— Назарчик, лучше не надо. Там слова: «Был дед да помер / Слепой и жутко злой, / Никто не вспомнил / О нём с зимы холодной той. / Соседи не стали его тогда хоронить…» Что-то мне подсказывает, что это не самая удачная песня ко дню рождения дедушки.
Назарчик понимает, смеётся:
— Да, жалко. Может у друга на дне рождения тогда спеть?..

* * *

Пою раз в ресторане. Перерыв между выступлениями, отдыхаю. Официант смотрит, посмеивается:
— Ты им арию спой.
— Из какой оперы? — спрашиваю по-деловому.
— Какой «оперы»?! Ну арию!
До меня доходит: «Ария» — группа.
Вот и поговорили.

* * *

Шестнадцать лет — возраст у девушек своеобразный. Двусмысленность находят там, где вы и предположить не могли. Поём песню «Бубенцы», перевод Георгия Васильева Jingle Bells: «Послушайте меня: / Пока лежит снежок / Для девушки коня / Впрягите в свой возок».
Ученица начинает смеяться:
— Девушка коня — это как?
С трудом сдерживая смех, поёт дальше: «И с ней на всём скаку / Устройте лёгкий крах». И тут опять прыскает.
Я объясняю перестановку слов и смысл, и заодно с пониманием напоминаю:
— «Крах» петь через К.
Смеёмся, но нужно работать.
«Пока она визжит в снегу, / Судьба у вас в руках!»

* * *

Саше одиннадцать, очень способный, поёт чисто и аккомпанирует, пробует подбирать, играет мелодические вставки. И робкий, пока. В школе узнали, что Саша играет на гитаре, пригласили украсить праздник. Мы выбрали произведения, я в напутственной речи напомнил, что показывать надо лучшее (то, что получается), самому командовать парадом и не идти на поводу. В школе на репетиции Сашу попросили пока не петь то, что он готовил, а сходу подобрать и саккомпанировать для всех совершенно другую, незнакомую песню. Саша сделал как смог. Ему, снисходительно улыбнувшись, сказали: «Ну спасибо, молодец», и больше не приглашали ни на это мероприятие, ни ещё несколько лет. Как же я был зол! Только в выпускном классе Саша снова принёс гитару в школу и выступил. У учителей открылись рты от удивления: «Что ж ты раньше?..»
А вы-то что раньше?!
Сейчас Александр — талантливый музыкант.

* * *

Таня Матросова:
— В этой песне я пока препинаюсь.

* * *

Пришёл петь в ресторан. Слышу, администратор говорит с хозяином по телефону: «Мальчик с гитарой уже пришёл, сидит в углу».
После первого выхода посадил в кресло, напоил чаем.
Потом говорит:
— Я думал, вы так… певец. А вы ПЕВЕЦ!

* * *

Молодые люди живут в своём особом мирке, из которого мир большой пока не виден. Не весёлый, но курьёзный разговор случился у меня с шестнадцатилетним Пашей из отдалённого района Текстильщик, которому я объяснял, как хорошо уметь не только играть на гитаре, но и петь.
— Когда на школьных концертах выступают мои ученики, то, в отличие от просто гитаристов, которых могут слушать невнимательно, разговаривать в зале во время их игры, поющие имеют больший успех, публика подпевает, подхлопывает.
— Нет, я петь не буду! В нашей школе есть люди, которые, если начнёшь играть, а тем более петь, могут подойти и водой облить.
Я ответил, конечно, что хулиганам вообще лучше не петь, а сам представил какого-нибудь талантливого пианиста, например Рихтера или Софроницкого, или скрипача, готовящегося к концерту, мысли которого наряду с музыкальной образностью, нюансировкой, техникой и т. п. занимал бы дикий, жуткий страх, что к нему может подойти хулиганчик и облить водой.
В старших классах отношения с бесноватыми сверстниками — это проблема. Но замеченные мною характерные ушибы на внешних сторонах пальцев Паши вселяют уверенность в его правильном будущем.

* * *

Обычный первый урок. Рисую смешную ладошку — пальчики-полукруги. «Это чья ладошка? Определим методом исключения. На мою (смотрю на свою ладонь) вроде не похожа, значит это твоя». Подписываю: «Левая рука Сонечки». Сонечка смеётся.
Рассказываю дальше:
— У нормальных людей на руке сколько пальцев?
— Пять.
— А у гитаристов четыре. Ненормальные — музыку любят…

* * *

Маленькой Сонечке нравится группа «Ранетки». Была на концерте, учит песни, собирает журналы, плакаты, придумали с подружками свою группу — «Ракетки»:
— «Ранеток» я буду любить вечно! — говорит и целует фото в журнале.
Проходит две недели. Сонечка заслушивается группой «Балабама».
— А «Ранетки»?
— Надоели.
Сколько было таких групп, певцов и певиц, которых выносила на пик хит-парадов двухнедельная вечная любовь? Сколько ещё будет?

* * *

Навпроти мене сидить Ростик. Йому п’ять із половиною й він учитиметься співати і грати на гітарі. Мені потрібно визначити, чи він не шульга.
— Якою рукою ти малюєш? Цією? — показую свою праву.
Ростик дивиться на мене, як у дзеркало.
— Ні, ось цією.
І показує свою праву.

* * *

Арпеджиато — плавное соскальзывание руки по струнам, когда звуки аккорда берутся последовательно один за другим. Особенно эффектно этот приём звучит в финале произведения, о чём я постоянно напоминаю ученикам. Вы можете прекрасно петь, играть, чувствовать зал в процессе, но вялое, невнятное, затянутое или, наоборот, поспешное окончание и — всё испорчено. Напротив, вы можете неидеально исполнить само произведение, но если красиво и громко закончите, все проснутся и начнут хлопать.
Миша Скуратов хорошо понял это правило, и как-то во время исполнения им не самой любимой песни слышу ritenuto (замедление) и знакомое «брум» на тонике уже после первого куплета.
— Миша, что такое?
— Ну… Всё.
— Пой дальше.
После припева такая же «эффектная» кода.
В общем, сколько в песне было частей, столько раз Миша заканчивал произведение. Уже всем всё было понятно, но не менее смешно.

* * *

Синкопы — смещения акцентов с сильных долей на слабые.
Артём Ярош:
— Что это за симпопы такие?!

* * *

Елена Игоревна, в прошлом балерина, учится петь под гитару. При игре боем у неё странным образом выворачивается кисть правой руки. Из-за этой характерной особенности у нас возникла шутка: «Кто-то на гитаре играет, кто-то — аккомпанирует. А Елена Игоревна на гитаре танцует».

* * *

Семь лет я преподавал этику и эстетику в вузе. Прогуливавшие студенты, пришедшие сдавать зачёт — это отдельные поставщики курьёзов и смешных словечек. Чего стоит только «рокóко» с ударением на вторую О.
Спрашиваю у студентки:
— Как называлось товарищество художников 19-го века, которое передвигалось по России с выставками?
Думает.
— ПЕРЕДВИгалась, — подсказываю. — Группа художников. Россия. 19-й век. ПЕРЕДВИЖНые выставки. С места на место, — показываю движениями тела, — ПЕ-РЕ-ДВИ-гались.
Мучительно вспоминает и вдруг выпаливает:
— Ку-клукс-клан?!

* * *

Во время российско-украинской войны едва ли не главным оружием России стала пропаганда, заключающаяся в выворачивании фактов наизнанку. На что надеялись пропагандисты, непонятно — умному человеку первоисточники легко проверить, но правда всё равно извращалась. Например, когда российское информагентство ИТАР-ТАСС находило в интернете видеозапись из Донецка, на которой зафиксировано, как на антивоенной демонстрации дончане-украинцы хором пели «Червону руту», объявлялось, что на самом деле это на пророссийской демонстрации «люди пели патриотические песни на русском языке». Видимо, имелось в виду, что если демонстрация антивоенная, то на каком же языке ещё там петь?
С тех пор мы иначе как «Русская песня на русском языке “Червона рута”» это произведение не называем.

* * *

Гитара — инструмент нежный, требующий бережного обращения. Ученики мои это знают. Однако у юных гитаристов иногда бывают младшие родственники. Вот несколько случаев на тему «Малыш и гитара».

Прихожу на урок к Саше, у которого есть братик Андрей.
— А почему гитара так расстроена?
— Ну тут это… — Саша замялся. — Андрюша на ней спал.
— Как спал? Она сильно расстроена. Просто голову положил?
— Да нет. Целиком.

Начало урока у Дениса. Смотрю, а металлический стержень одного из колков, толстый и на вид прочный, переломлен пополам. Выяснилось, что накануне в доме были гости и среди них маленький мальчик. Гитару он не ронял, даже в руки не брал, как потом вспоминали в семье, «просто покрутился возле неё секунд десять».
Ремонт у мастера длился полтора месяца и обошёлся в сумму, на которую можно было купить другую гитару.
Вот вам и десять секунд.

Маленька Катя вперше взяла гітару в руки, довго й голосно бренькала, а потім раптом потяглася до кілків.
— Катрусю, що це ти робиш?
— А чи тут у гітари гучність регулювати? Хочу тихіше зробити.

Закончился урок с Алисой. Собираюсь уходить и вдруг слышу писк в дальней комнате:
— Волки! Это волки гудят, воют! У-у-у-у-у! Здесь волк!..
Четырёхлетняя сестра Алисы Ника не на шутку напугана. Мама и папа пытаются её успокоить:
— Ника, здесь нет волков! В квартире волков не бывает.
Ника понемногу успокаивается.
Наконец мама итожит:
— Это не волк. Это Алиса пела.

* * *

У близких людей с течением времени появляются только им одним понятные фразы, связанные с милыми воспоминаниями. Так бывает и в отношениях учителя и ученика. Попробуйте-ка, догадайтесь, что означает: «Пой, Серёжа, лучше, а то синичка не прилетит». Или: «Надо бы Ютюбку покормить». И только я и Серёжа знаем, как когда-то учитель всё-таки уговорил его спеть-сыграть не сидя, как привык, а стоя, наизусть, и ещё очень постараться при этом. И как вдруг во время исполнения к окну подлетела синичка, села на форточку и сидела, слушая, до конца песни. Серёжу это поразило, это был знак! Значит, он всё сделал правильно! А я с тех пор получил ещё один действенный способ мотивации ученика.
А Ютюбка — это юный бог ютюба (или ютьюба — YouTube), который плачет («Ютюбка плачет по тебе») по некоторым особенно стеснительным или скрытным ученикам, и которого надо периодически кормить (добавлять видеозаписи), чтобы он не плакал.

* * *

На следующем уроке после не очень удачной видеозаписи песни Маша с порога спросила:
— Мы сегодня будем переснимовываться?
Кстати, вот и результат переснимовывания.

* * *

— Денис Николаевич, а правда у вас ученик аж в Австралии по скайпу учится?
— Правда. По скайпу удобно. Да что там — в Австралии?.. У меня даже в Урюпинске ученица была!

* * *

Исполнителям на заметку. Очень выгодно знать песню на каком-нибудь экзотическом языке. Пригодится на тематических концертах. Например, одна и та же песня на корейском языке была у нас «корейской новогодней песней», «корейской песней к Международному женскому дню, которую любят петь все корейцы, собираясь за праздничным столом 8 марта» и «песенкой корейских мышек» в детской музыкальной сказке о мышках и кошечках. Главное, не объявлять её так в самой Корее. Впрочем, из-за особенностей произношения можно быть спокойным, — корейцы всё равно не узнают, о чём вы поёте. И на каком языке.

* * *

Помните, выше мы смеялись над историей с песней группы «Король и шут»? Много лет спустя — подобный случай.
— Ну вот, Илья, скоро Новый год, а ты только смурные песни поёшь. Нечего и спеть в школе на праздник.
— А «Валет и дама» «Короля и шута»? Она бодренькая.
— Страшилка же. Про кровавое убийство.
— А…
На следующем уроке:
— Я думаю, «Валет и дама» всё-таки подойдёт!
— Почему?
— Там же «И упало тело на снег». СНЕГ! Значит, она новогодняя!

* * *

— Хочу навчитися грати, як Поганіні!
— Як Поганіні ти вже граєш. Краще навчися грати, як Паґаніні.

* * *

Артур Атаманчук:
— Нет, это я не с ошибками играю. Это просто мне так нравится!

* * *

Після виконання пісень із мультфільмів незрідка реакція дітей така: «Це ви співали у мультиках?!», «Ви так співаєте, що немов це ви в мультфільмі співали!». Жартую у відповідь, що іноді підробляю актором мультфільмів.

* * *

На уроке знакомлю шестилетнего Диму и его десятилетнюю сестру Лену с разными музыкальными инструментами. На очереди — саксофон. Услышав название, Дима насторожился: «Ой! Это слово мне напоминает другое слово, которое мне сказала Лена и которое она просила никому не говорить. Но я всё равно рассказал всему садику. Кроме девочек».

* * *

Учениця Олександра, молода жіночка з грайливим почуттям гумору:
— Am — мінорний акорд, E — мажорний, а Dm6 який?
— Секстакорд.
— Ось. Я так і знала, що цим усе закінчиться.

* * *

— Співати під гітару краще стоячи, ніж сидячи.
— Чому?
— Стоячи голос звучить гучніше, співак виглядає виразніше, але головне — так зручніше увертатися від предметів, що летять із залу.

* * *

— Невже наша гітара настільки погана?
— Як вам сказати… Вам краще купити нову. А цю не шкода брати на природу. Грати біля багаття. Навіть дуже близько до багаття. Якомога ближче…

* * *

Баррэ — приём в игре на гитаре, при котором одним пальцем левой руки надо прижать сразу несколько струн.

Ученицы Аня и Настя ссорятся:
— Ах, так?! Да чтоб тебе попалась песня с одними баррэ!!!

Назар:
— Эта песня сложная — вся на барáх.

* * *

По данным Google Analytics этот сайт ежедневно посещают несколько сотен человек из разных стран мира. Попадают сюда и набрав адрес в адресной строке браузера, и по поисковым запросам, связанным с оригинальной музыкой и музыкальными пособиями, размещёнными на сайте. Встречаются среди поисковых запросов и такие забавные:
как отделаться чтобы не петь песню
мене не беруть в школі співати що робити?
я люблю гитара и петь песня
игры пэния на гэтара
играние на гитаре и пение
если не можешь петь сложнее цоя что то
игры песни чтоб музыка играла а человек пел
кола и молоко что будет?
почему под фонограмму петь стыдно и позорно
как понять играет ли человек на электрогитаре не давая ему этой гитары
как научиться петь на гитаре
сам себе не будешь аккомпанировать — никто не будет
жизнь гитариста трудна
войти в музыку легко и радостно

* * *

Музыкальное приложение: Песня-шутка

Ответ предателю Пьеро, который явился к Мальвине и приставал
(Д. Бережной – Д. Легеза)


Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь:
Школа пения и аккомпанемента на гитаре
Смотрите также:
Гитара + Вокал. Учимся по Skype;
О «правильных» схемах аккордов;
Схемы аккордов для левшей;
Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно;
Коллекция гитарных боёв;
Схемы гитарных боёв;
Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен;
Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры;
Расположение нот на грифе гитары;
«Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов;
Табулатуры, аккорды, ноты на заказ;
Устройство гитары. Интерактивное приложение

© Денис Николаевич Бережной, denysberezhnyi.com.ua