Електронний навчальний посібник «Слухання музики в І класі»

Музика в школі. I клас

Эдвард Григ

Дивіться також:

Шествие гномов

Гномы — это фантастические существа, которыми норвежские народные сказки населили живописную природу Норвегии. Народная фантазия представляет себе их в виде карликов — маленьких человечков, бегающих вприпрыжку и делающих при этом странные, угловатые движения.

Пьеса Грига «Шествие гномов» изображает причудливый марш подобных существ, которые двигаются пёстрой, шумной толпой, прыгая и приплясывая на ходу.

Пьеса состоит из трёх, отчётливо различаемых частей.

Начинается она с «прыгающих» басовых звуков, как бы изображающих быстрый, беспокойный топот маленьких гномов.

Приём этот использован здесь очень широко: за исключением средней части пьесы, почти вся её басовая партия строится на таких «прыгающих» звуках, образующих иногда очень широкие интервалы.

Мелодическое движение верхних голосов ещё более причудливо и затейливо. Оно начинается с энергичного разбега и упругого скачка вверх, после которого мелодия постепенно скользит вниз, двигаясь маленькими «шажками» по узким интервалам хроматической гаммы.

Такой тип построения мелодии использован в пьесе неоднократно. Он очень наглядно изображает прыгающие движения маленьких, юрких фигурок.

Можно выделить ещё ряд приёмов, которыми Григ очерчивает капризный облик гномов: таковы, например, синкопы, яркая смена динамических оттенков от рр до ff, отрывистое звучание (стаккато), сильные акценты, использование различных регистров инструмента. Все эти средства музыкальной изобразительности в своей совокупности создают ярко запоминающуюся картину сказочного шествия, сопровождаемого дикой пляской, свистом и топотом.

Постепенно шум и свист умолкают, шествие удаляется, последние гномы исчезают...

Начинается второй, средний раздел пьесы. Здесь характер музыки резко меняется: звучит мягкая, спокойная, по-народному простая и выразительная мелодия.

Нежный, лирический напев этой сельской песни воскрешает в нашем воображении картины норвежской природы: чистое, как кристалл, горное озеро, скалы, отражённые в его холодных водах, прибрежный тёмный еловый бор. Но эта картина представляется нам недолго. Полная безмятежного покоя песня скоро кончается, её сменяют лёгкие, порхающие звуки, образующие подвижные, взлетающие вверх пассажи.

Кажется, будто мимо нас проносится лёгкий рой воздушных эльфов, А может быть, это причудливое, игривое порхание бабочек, носящихся от цветка к цветку?..

Музыка начала средней части повторяется ещё раз на несколько ступеней выше (в другом, более высоком регистре), что сообщает всей этой части ещё более прозрачный, лёгкий, какой-то невесомый характер.

Третья часть пьесы является повторением первой (реприза). Исчезает картина норвежского пейзажа, снова музыка воссоздаёт фантастический танец-шествие гномов. И на этот раз шествие постепенно приближается, музыка становится громче и громче, слышится шум, топот, свист... — но потом всё постепенно успокаивается и стихает: гномы удаляются и, наконец, совсем скрываются вдали...

Два резких, сильных аккорда, как два острых удара, обрывают эту фантастическую музыкальную картину, словно возвращая нас в мир действительности.

Музика в школі. I клас
Повернутися до змісту

Передмова Довідка Сайт автора-упорядника

НАШІ НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ

«Музичні оповідки»
(ноти, вірші, загадки)
Школа співу
та акомпанементу на гітарі

+ Уроки через Skype
Музична антологія
сучасної поезії
«Постановка голосу»
Електронний навчальний посібник