Тюрингия — так называется эта немецкая земля. Красивые места! Невысокие горы, покрытые лесом, замок Вартбург на одной из них. Когда-то в нем состоялось состязание рыцарей-певцов, воспетое потом в поэзии и музыке. У подножия горы с замком и приютился старинный город Эйзенах. Это родина Баха. Его день рождения —21 марта. Известно, что слово «Бах» в Германии XVII—XVIII веков было едва ли не синонимом слова «музыкант». Иоганн Себастьян гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Музыкантами были его дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна. Выдающимися музыкантами стали впоследствии его собственные сыновья — Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эмануэль, Иоганн Кристиан. Запомним цепочку географических названий: Эйзенах — Арнштадт — Мюльхаузен — Веймар — Кетен — Лейпциг. Это путь жизненных странствий Иоганна Себастьяна Баха. Если проследить по карте, — почти все названные города и городки находятся близко друг от друга. Бах никогда не покидал пределов Германии. Он служил то органистом, то капельмейстером при небольших немецких княжеских дворах или при церкви, а затем стал музикдиректором в Лейпциге и кантором, то есть учителем пения и руководителем хора лейпцигской Томасшуле. И сейчас в этом «городе ярмарок», книг и музыки вблизи Рыночной площади, пестреющей летом яркими цветами, возвышается темноватое здание Томаскирхе. Оно привлекает к себе каждого, кому дорого имя Баха. Здесь он работал в течение 27 лет. Поднимался по лестнице, ведущей наверх к органу, садился за инструмент, репетировал с хором мальчиков очередную кантату к воскресному дню. Поставленный в 1908 году перед Томаскирхе памятник изображает Баха в кафтане с пуговицей, готовой оторваться, — намек на малую его заботу о внешних сторонах жизни, и — что не менее символично — с вывернутым пустым карманом. Бах не нажил себе состояния. Его музыка не была по-настоящему оценена современниками. При жизни он славился, главным образом, игрой на органе. О Бахе-органисте рассказывали как о чуде, ему посвящали стихи: Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни.
Сочинения же Баха многим, особенно молодому поколению, за исключением преданных учеников и некоторых почитателей, казались слишком «учеными» и, главное, «несовременными». Он был великим мастером полифонии, ее высшей формы — фуги. А в моду тогда входила гомофония, более легкий прозрачный стиль мелодии с сопровождением. Его музыка была глубокой и возвышенной. А молодежь увлекалась нежной трогательной чувствительностью, которая в то время стала казаться наиболее естественным состоянием человеческой души. Только уже много лет спустя после смерти Баха, когда музыкальное искусство в творчестве Моцарта и Бетховена (они-то ценили Баха!) достигло новых высот, новой глубины и драматизма, — только тогда музыка лейпцигского кантора «вдруг» раскрылась миру. Называют даже дату «открытия Баха» — 1829. В том году в Берлине под управлением молодого композитора-романтика Феликса Мендельсона впервые после 100-летнего забвения прозвучали «Страсти по Матфею». Это произведение — одно из величайших явлений в искусстве. Подобно художникам Возрождения — Джотто в цикле фресок из жизни Христа, Леонардо да Винчи в «Тайной вечере», Альбрехту Дюреру в серии гравюр — Бах в «Страстях по Матфею» наполняет традиционные евангельские образы высоким гуманистическим содержанием. Перед нами человек и человечество в его силе и слабости, высоком и низменном. Чистота духа, подвиг самопожертвования, предательство, страх, боль раскаянья, любовь и сострадание к человеку — все это выражено в гениальных ариях, речитативах и хорах «Страстей». В них, как во многих других сочинениях Баха, потрясает особое, баховской музыке свойственное слияние глубокого человеческого чувства с ощущением таинственной бесконечности мира. Мы слышим это и в Мессе си минор, и в кантатах, и в органной музыке — свободно разливающихся фантазиях и строгих фугах, которые встают перед нами подобно готическим постройкам, устремленным вверх. Огромен мир сочинений Баха. Одних кантат сохранилось более двухсот! А еще концерты, сонаты, сюиты, партиты для клавира, скрипки, виолончели, других инструментов. А еще инвенции, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира», написанные, как говорил сам Бах, «для пользы и упражнения жаждущей учиться музыкальной молодежи». А «Бранденбургские концерты», сюиты для оркестра, а «Гольдберговы вариации», «Музыкальное приношение», сложнейшее «Искусство фуги», создававшееся в последний год жизни и прерванное смертью... И вот что замечательно. Бах, музыкант-философ, устремлявшийся мыслью к самым глубоким тайнам мира, писал также музыку, которую мы теперь назвали бы легкой. Ведь это он сочинил «Кофейную кантату», воспевающую душистый черный напиток. У него есть фуга «в подражание рожку почтальона» и другая — с темой, «подражающей кудахтанью простодушной курицы». Иоганн Себастьян Бах был живым общительным человеком, умевшим весело и добродушно смеяться. Те, кто знал его, говорили также, что он был сердечным человеком, отличавшимся «нелицемерной любовью к ближнему». Еще рассказывают, что он не любил показывать своего превосходства над кем-нибудь. Не любил, например, вспоминать о победе над знаменитым французским органистом Маршаном, который уехал, не дождавшись начала состязания с Бахом, — услышав его игру, он побоялся соревноваться с лейпцигским мастером. Вся жизнь Баха — служение Музыке. Одному ученику своему, который не знал, как выразить благодарность учителю, Бах с характерной для него скромностью сказал: «Мне ничего от вас не нужно, кроме заверения, что в свое время вы будете стараться передать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям, не удовлетворяющимся обыкновенным треньканьем». Передавать друг другу доброе — таков смысл простых слов великого Баха. Это его завет нам. Музика в школі. I клас
НАШІ НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ
|