Електронний навчальний посібник «Слухання музики в І класі»

Музика в школі. I клас

Й. С. Бах

Дивіться також:

Тюрингия — так называется эта немецкая земля. Красивые места! Невысокие горы, покрытые лесом, замок Вартбург на одной из них. Когда-то в нем состоялось состязание рыцарей-певцов, воспетое потом в поэзии и музыке. У подножия горы с замком и приютился старинный город Эйзенах. Это родина Баха. Его день рождения —21 марта.

Известно, что слово «Бах» в Германии XVII—XVIII веков было едва ли не синонимом слова «музыкант». Иоганн Себастьян гордился тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Музыкантами были его дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна. Выдающимися музыкантами стали впоследствии его собственные сыновья — Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эмануэль, Иоганн Кристиан.

Запомним цепочку географических названий: Эйзенах — Арнштадт — Мюльхаузен — Веймар — Кетен — Лейпциг. Это путь жизненных странствий Иоганна Себастьяна Баха. Если проследить по карте, — почти все названные города и городки находятся близко друг от друга. Бах никогда не покидал пределов Германии. Он служил то органистом, то капельмейстером при небольших немецких княжеских дворах или при церкви, а затем стал музикдиректором в Лейпциге и кантором, то есть учителем пения и руководителем хора лейпцигской Томасшуле.

И сейчас в этом «городе ярмарок», книг и музыки вблизи Рыночной площади, пестреющей летом яркими цветами, возвышается темноватое здание Томаскирхе. Оно привлекает к себе каждого, кому дорого имя Баха. Здесь он работал в течение 27 лет. Поднимался по лестнице, ведущей наверх к органу, садился за инструмент, репетировал с хором мальчиков очередную кантату к воскресному дню. Поставленный в 1908 году перед Томаскирхе памятник изображает Баха в кафтане с пуговицей, готовой оторваться, — намек на малую его заботу о внешних сторонах жизни, и — что не менее символично — с вывернутым пустым карманом. Бах не нажил себе состояния.

Его музыка не была по-настоящему оценена современниками. При жизни он славился, главным образом, игрой на органе. О Бахе-органисте рассказывали как о чуде, ему посвящали стихи:

Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни.
На звуки ее сбегались из леса звери.
Но искусство Баха по праву считают выше,
Потому что весь мир дивится ему.

Сочинения же Баха многим, особенно молодому поколению, за исключением преданных учеников и некоторых почитателей, казались слишком «учеными» и, главное, «несовременными». Он был великим мастером полифонии, ее высшей формы — фуги. А в моду тогда входила гомофония, более легкий прозрачный стиль мелодии с сопровождением. Его музыка была глубокой и возвышенной. А молодежь увлекалась нежной трогательной чувствительностью, которая в то время стала казаться наиболее естественным состоянием человеческой души. Только уже много лет спустя после смерти Баха, когда музыкальное искусство в творчестве Моцарта и Бетховена (они-то ценили Баха!) достигло новых высот, новой глубины и драматизма, — только тогда музыка лейпцигского кантора «вдруг» раскрылась миру. Называют даже дату «открытия Баха» — 1829. В том году в Берлине под управлением молодого композитора-романтика Феликса Мендельсона впервые после 100-летнего забвения прозвучали «Страсти по Матфею».

Это произведение — одно из величайших явлений в искусстве. Подобно художникам Возрождения — Джотто в цикле фресок из жизни Христа, Леонардо да Винчи в «Тайной вечере», Альбрехту Дюреру в серии гравюр — Бах в «Страстях по Матфею» наполняет традиционные евангельские образы высоким гуманистическим содержанием. Перед нами человек и человечество в его силе и слабости, высоком и низменном. Чистота духа, подвиг самопожертвования, предательство, страх, боль раскаянья, любовь и сострадание к человеку — все это выражено в гениальных ариях, речитативах и хорах «Страстей». В них, как во многих других сочинениях Баха, потрясает особое, баховской музыке свойственное слияние глубокого человеческого чувства с ощущением таинственной бесконечности мира. Мы слышим это и в Мессе си минор, и в кантатах, и в органной музыке — свободно разливающихся фантазиях и строгих фугах, которые встают перед нами подобно готическим постройкам, устремленным вверх.

Огромен мир сочинений Баха. Одних кантат сохранилось более двухсот! А еще концерты, сонаты, сюиты, партиты для клавира, скрипки, виолончели, других инструментов. А еще инвенции, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира», написанные, как говорил сам Бах, «для пользы и упражнения жаждущей учиться музыкальной молодежи». А «Бранденбургские концерты», сюиты для оркестра, а «Гольдберговы вариации», «Музыкальное приношение», сложнейшее «Искусство фуги», создававшееся в последний год жизни и прерванное смертью...

И вот что замечательно. Бах, музыкант-философ, устремлявшийся мыслью к самым глубоким тайнам мира, писал также музыку, которую мы теперь назвали бы легкой. Ведь это он сочинил «Кофейную кантату», воспевающую душистый черный напиток. У него есть фуга «в подражание рожку почтальона» и другая — с темой, «подражающей кудахтанью простодушной курицы». Иоганн Себастьян Бах был живым общительным человеком, умевшим весело и добродушно смеяться. Те, кто знал его, говорили также, что он был сердечным человеком, отличавшимся «нелицемерной любовью к ближнему». Еще рассказывают, что он не любил показывать своего превосходства над кем-нибудь. Не любил, например, вспоминать о победе над знаменитым французским органистом Маршаном, который уехал, не дождавшись начала состязания с Бахом, — услышав его игру, он побоялся соревноваться с лейпцигским мастером.

Вся жизнь Баха — служение Музыке. Одному ученику своему, который не знал, как выразить благодарность учителю, Бах с характерной для него скромностью сказал: «Мне ничего от вас не нужно, кроме заверения, что в свое время вы будете стараться передать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям, не удовлетворяющимся обыкновенным треньканьем».

Передавать друг другу доброе — таков смысл простых слов великого Баха. Это его завет нам.

Музика в школі. I клас
Повернутися до змісту

Передмова Довідка Сайт автора-упорядника

НАШІ НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ

«Музичні оповідки»
(ноти, вірші, загадки)
Школа співу
та акомпанементу на гітарі

+ Уроки через Skype
Музична антологія
сучасної поезії
«Постановка голосу»
Електронний навчальний посібник