Електронний навчальний посібник «Слухання музики в І класі»

Музика в школі. I клас

Людвіг ван Бетховен

Дивіться також:

ЭКОССЕЗ

Экоссез — это старинный шотландский народный танец. Один из видов этого танца получил в XVIII веке широкое распространение во многих европейских странах. Темп его — быстрый, метр (размер) — 2/4

Живой облик этого народного танца, его выразительная, бодрая мелодия и увлекательный характер движения вдохновили многих великих композиторов — таких, как Бетховен, Шуберт, Шопен, Чайковский, — на создание сочинений в стиле экоссеза.

Экоссез великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770—1827) — наиболее известное фортепианное произведение из сочинений этого рода.

Этот экоссез состоит из шести сравнительно самостоятельных разделов, причём каждый раздел является как бы отдельным танцем. Вся пьеса так и названа автором—«Экоссезы». Однако она ни в коем случае не представляет собой простую последовательность ряда различных частей. Особенностью строения этой пьесы является то, что все шесть танцев имеют одинаковую вторую часть, которая, таким образом, неизменно повторяется несколько раз на протяжении всего произведения. Эта вторая часть каждого танца играет роль как бы припева всего произведения. Получается, что «запев» каждый раз меняется, а «припев» остаётся всё время один и тот же. Он-то и объединяет все шесть танцев в одно целое. Кроме того, общей цельности произведения способствует и повторение музыки 1-го раздела в конце всей пьесы.

Форма такого произведения, в котором одна музыкальная мысль, несколько раз повторяясь, чередуется с новым музыкальным материалом, обозначается словом рондо, что значит «круг» (имеется в виду, что музыка, словно при движении по кругу, возвращается несколько раз «к одному и тому же месту» — к какой-то одной теме) Форма рондо ведет свое происхождение от старинных хороводных песен.

Разбираемый «Экоссез» как раз и написан в одной из таких рондообразных форм. Богатство образов, быстрый темп, легкий, изящный и, вместе с тем, энергичный характер звучания — вот отличительные черты этой увлекательной фортепианной пьесы Бетховена. Ритм аккомпанемента всего произведения складывается из неизменного движения четвертями, подчеркивающего танцевальную основу этой музыки

Первый экоссез (то есть первый раздел всего произведения) имеет лёгкий, грациозный, несколько шаловливый характер. Живая, яркая мелодия, состоящая из ряда коротких трёхзвучных мотивов (в которых звук си бемоль настойчиво и многократно повторяется), создаёт настроение бодрости и веселой шутливости.

Вторая часть первого экоссеза — та, что выполняет роль «припева» и является общей для всех шести танцев, — имеет особенно ярко выраженный танцевальный характер; она звучит стремительно и увлекательно. В ней словно выражено приглашение ко всем принять участие в весёлых и зажигательных танцах. Напористая, энергичная мелодия постепенно и настойчиво движется вверх; в основе этой мелодии лежит характерная танцевальная ритмическая фигура (четверть, четверть; две восьмые, четверть).

Достигнув вершины, мелодия быстро, грациозно и изящно скользит вниз, с тем чтобы вновь проделать тот же путь. Ритмически-равномерное движение басов подчёркивает энергичность и чёткость танца. Лёгкие, отрывистые по звучанию октавные скачки в аккомпанементе усиливают задорность музыки этого танцевального «припева».

Второй танец отличается от первого и ритмом и типом движения мелодии. Если для первого были характерны чёткость, упругость и острота коротких мотивов, то второй танец отличается большой мягкостью мелодических фраз, их плавной грациозностью и округлённостью. Таким образом, во втором танце создаётся уже иной — сравнительно с первым — музыкальный образ.

В конце этой части длительное звучание неустойчивых звуков доминанты и разрастающаяся сила звучности (crescendo) подготовляют повторное появление танцевального «припева». Его задорная стремительность как будто подхватывает всех, увлекая за собой в порыве танца.

Третий танец основан на сопоставлении громкого и тихого звучания и на контрастах мелодического движения. Энергично-настойчивое и чёткое движение в первой мелодической фразе (mf) сменяется легким и грациозным — во второй (р).

Слушая эту музыку, невольно представляешь себе весёлую, непринуждённую беседу — словно мимолётный разговор двух танцующих. Звучащую в последних четырёх тактах части доминанту сменяет тоника, с которой снова приходит «припев», неизменно полный задора и огня.

Из всех танцев «Экоссеза» Бетховена четвёртый является наиболее грациозным и изящным. Выразительно и нежно звучит его мелодия; после лёгкого и подвижного взлёта она каждый раз мягко сдерживает своё движение. Слушатель невольно отдаётся очарованию этой музыки, рисующей как бы образ юной грациозной девушки, плавно выступающей в танце.

После повторения «припева» следует пятый экосез, также полный грации. По своему строению и характеру он напоминает третий экосез. В этом танце опять даётся два образа: первый – нежный, мягкий, второй – более решительный и мужественный. Словно диалог женского и мужского голосов звучит музыка этого танца.

И вот, наконец, последний – шестой экосез. Громкая звучность, чёткий ритм, несколько напоминающий марш, мужественный, яркий и волевой характер мелодии – всё это выделяет его из числа всех остальных.Общий танец достигает здесь своего наибольшего оживления и размаха.

«Припев» вновь увлекает всех в чётком движении танца, заключая собой всё произведение, захватывающее слушателей своим поэтическим, ярким и жизнерадостным содержанием.

Когда мы слушаем «Экоссезы» Бетховена, то перед нашими глазами словно предстаёт целая сценка из народного быта. В стремительном движении проносятся мимо нас разнообразные танцующие пары. И мы то слышим обрывки весёлого разговора, то видим мелькающие возбуждённо-радостные лица танцоров: мужественные и энергичные — мужчин, ласковые и нежные — девушек.

И все эти пёстрые впечатления как бы растоворяются в вихре неудержимого танца. Энергичный, задорный «припев» «Экоссезов» как раз и выражает это стремительное движение общего танца. Различные же по характеру «запевы» танца рисуют вереницу сменяющих друг друга живописных образов танцующих.

Музика в школі. I клас
Повернутися до змісту

Передмова Довідка Сайт автора-упорядника

НАШІ НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ

«Музичні оповідки»
(ноти, вірші, загадки)
Школа співу
та акомпанементу на гітарі

+ Уроки через Skype
Музична антологія
сучасної поезії
«Постановка голосу»
Електронний навчальний посібник