|
Музика в школі. I клас |
В. С. Косенко |
|
Дивіться також:
|
А. Олейник
В. Косенко - детям
Вот уже более 70 лет звучит в исполнении юных пианистов цикл «24 детских пьесы» В. Косенко. Созданный в 1936 году, он переиздавался много раз, оставаясь и сегодня наиболее репертуарным в украинской фортепианной литературе для детей. В чем непреходящий успех детской музыки В. Косенко, по-прежнему яркой и современной? Отраженный в ней мир детства обладает, как и каждое высокое произведение искусства, силой художественного обобщения. Запечатленные композитором детские радости и огорчения, игры и картинки родной природы сопутствуют каждому подрастающему поколению. Поэтому детям всегда будет близкой и дорогой музыка, созданная для них Шуманом и Чайковским, Григом и Глиэром, Прокофьевым и Кабалевским. Такую признательность ребят получают лишь те мастера, которые по-настоящему любят и понимают их, которым доступен мир детства. Этим талантом обладал В. Косенко. В его музыке для детей раскрылись лучшие человеческие качества композитора - искренность и непосредственность, доброта и любовь к жизни. А ведь для детей В. Косенко писал музыку в конце своего жизненного пути, будучи неизлечимо больным, что еще более подчеркивает светлую доминанту его творчества. Многочисленные
воспоминания о композиторе воссоздают образ мудрого, необычайно чуткого к миру детворы человека, умевшего доставить ребятам радость.
В. Косенко ушел из жизни рано, прожив всего 42 года. Многое не успел завершить, не удалось воплотить задуманное. Но путь композитора, насыщенный, творческий, может быть ярким примером верного служения своему народу, полной отдачи музыкальному искусству.
Виктор Степанович Косенко родился 24 ноября 1896 года в Петербурге в семье военнослужащего. Через два года семья Косенко переехала з Варшаву — один из крупнейших в то время музыкальных центров Европы. С этим городом связаны ранние музыкальные впечатления мальчика, начальные занятия по музыке, первые опыты сочинения. Семья Косенко была очень музыкальной: отец пел, мать и сестра играли на рояле, старшие братья обладали хорошими голосами. Дома часто музицировали, пели хором, особенно любили петь народные песни. Именно в домашнем окружении воспринял будущий композитор красоту фольклорных мелодий и полюбил их на всю жизнь.
Музыкальные способности мальчика проявились рано: в пять-шесть лет он свободно подбирал на фортепиано знакомые мелодии. Тогда же начал проявляться его импровизаторский дар. У Виктора был абсолютный слух и блестящая музыкальная память. Об этом свидетельствует хотя бы такой эпизод. Уходя из дома, сестра Мария обычно прятала ноты, не желая, чтобы кто-нибудь еще, кроме нее, играл те же произведения. Как-то, возвращаясь домой, она услышала из открытого окна звуки Патетической сонаты Бетховена, которую учила для поступления в консерваторию. Возмущению не было границ: неужели Витя взял без нее ноты! Каково же было удивление Марии, когда, вбежав в комнату, она увидела за роялем девятилетнего брата, играющего по слуху «ее» сонату! После этого случая родители поняли, что мальчик действительно очень талантлив. Однако они прочили сыну военную карьеру и определили его в Варшавский кадетский корпус.
Серьезно заниматься музыкой Виктор начал довольно поздно. Первым его педагогом был частный учитель Ю. Юдицкий. Затем Виктор стал учеником профессора Варшавской консерватории, известного польского пианиста и композитора А. Михаловского. Окончив в 1914 году кадетский корпус, юноша готовился к поступлению в Варшавскую консерваторию в класс фортепиано. Но началась первая мировая война. Семья Косенко оставляет Варшаву. В январе 1915 года Виктор поступает в Петроградскую консерваторию. Здесь он обучается в фортепианном классе известной русской пианистки И. Миклашевской, по классу инструментовки — у М. Штейнберга, по классу дирижирования — у Н. Черепнина. Большое значение для формирования музыканта имели многочисленные концерты, а также спектакли Мариинского театра, в котором он работал концертмейстером. Незабываемое впечатление произвела на него встреча в классе И. Миклашевской с Рахманиновым.
Консерваторию В. Косенко окончил как пианист-исполнитель. Однако уже в студенческие годы он сочинил ряд фортепианных и вокальных произведений, которые вошли впоследствии в сокровищницу украинской камерной музыки. Среди них, например, романс «Ветер перелетный» (на слова К. Бальмонта). Написанный в начале 1917 года, он отражал настроения предреволюционного времени. Об этом романсе одобрительно отозвался А. Глазунов, который был тогда директором консерватории, и освободил В. Косенко как одаренного студента от платы за учебу.
В конце 1918 года Виктор Степанович переезжает на Украину, в Житомир. Здесь начинается его активная творческая деятельность, которая является ярким примером служения художественной интеллигенции делу строительства новой советской культуры. В. Косенко собирает вокруг себя местных музыкантов-любителей, энтузиастов и проводит массовую просветительскую работу. Как солист в составе камерного ансамбля он выступает в сельских и рабочих клубах, в школах и воинских частях, знакомя слушателей с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. Достаточно сказать, что только фортепианное трио, организованное В. Косенко, дало за несколько лет деятельности свыше 200 бесплатных концертов. В конце 1929 — начале 1930 года Виктор Степанович совершил большую концертную поездку по индустриальным районам Украины. Работать было нелегко: добирались по бездорожью, выступать приходилось часто в нетопленом помещении с плохим инструментом. Тем более ценным становился горячий прием слушателей — рабочих, шахтеров, о котором В. Косенко рассказывал в письмах к жене. В это житомирское десятилетие (1918—1928) композитор создает много произведений — фортепианных, вокальных, камерно-инструментальных, пишет театральную музыку. Среди них наиболее известны «Классическое трио», цикл «11 этюдов в форме старинных танцев», романсы на стихи П. Тычины.
В 1929 году Виктора Степановича пригласили преподавать в Киевский музыкально-драматический институт имени Н. Лысенко, а с 1934 года — он профессор консерватории. До конца жизни В. Косенко живет и работает в Киеве. Здесь раскрылся его педагогический талант. Виктор Степанович принадлежал к тем педагогам, которые (по определению Г. Нейгауза) учат прежде всего музыке, а не игре на инструменте. Высокая общая культура, эрудиция в области музыкальной литературы, компетентность в вопросах интерпретации, блестящая музыкальная память, а главное, величайшая преданность искусству вызывали уважение и любовь к нему всех музыкантов. Для его учеников уроки становились праздником. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что Виктор Степанович — педагог отличался исключительно тонким, индивидуальным подходом к каждому молодому музыканту — вокалисту, пианисту, теоретику, инструменталисту, умел дать наиболее целесообразный совет на определенном этапе развития молодого исполнителя, чутко распознать дарование, всегда стремился пойти навстречу, не жалея своих сил, не рассчитывая на какое-либо вознаграждение. Как исполнителя и авторитетного педагога В. Косенко приглашали в жюри конкурсов исполнителей: в Москву (1931), Ленинград (1934) и в Харьков (1935). И хотя он не занимался непосредственно с детьми, большой педагогический опыт, безусловно, помог ему овладеть спецификой детской музыки.
В киевский период композитор создает вокальную музыку, фортепианный концерт, симфоническую поэму («Молдавская») и одно из лучших своих произведений — «Героическую увертюру». Большое внимание В. Косенко уделяет детскому музыкальному образованию. С его помощью, например, в 30-е годы была организована детская музыкальная студия при заводе «Большевик», где он работал с самодеятельным хором. Вскоре студия превратилась в детскую музыкальную школу. Ныне это Киевская ДМШ № 3 имени В. Косенко.
В 1928 году композитор принимал также участие в создании фортепианного педагогического репертуара в нашей республике. В многочисленных новосозданных музыкальных школах, студиях, кружках стали учиться дети трудящихся, и со всей остротой встала проблема создания полноценной учебной литературы. Отсутствие отечественных фортепианных сборников для начинающих привело к тому, что основными, хрестоматийными учебниками стали Школы фортепианной игры ф. Байера, 3. Леберта и Л. Штарка, Д. Дамма (Т. Штейнгребера) и другие, распространенные еще до революции. Как и большинство таких сборников для начинающих, эти «школы» рассматривали фортепианное искусство преимущественно с позиций узкой технологии. В 20-е годы на Украине издавался также целый поток салонных пьес Ф. Бера, О. Болька, Л. Шитте, в то время, как из лучших образцов мировой детской музыки были напечатаны лишь несколько пьес Чайковского и Грига. Стремясь пополнить детский репертуар художественными произведениями, педагоги делали переложения для фортепиано популярных сочинений Бетховена, Брамса, Глинки, Сен-Санса, Шуберта, приспосабливая их к исполнительским возможностям детей. Некоторые из них были изданы. Появился сборник народных песен для детей «Сонечко» в обработке Л. Ревуцкого.
Понимая задачи, стоящие перед детским музыкальным образованием, украинские композиторы обратились к созданию детской музыки. Первыми из них были В. Барвинский, Н. Вилинский, Ф. Надененко, Б. Яновский, педагог-композитор С. Шевченко. Группа виднейших украинских музыкантов — профессора Муздраминститута имени Н. Лысенко Г. Беклемишев, В. Золотарев, Л. Ревуцкий — приступила к составлению систематизированного фортепианного репертуара, в который вошли лучшие сочинения классической и советской украинской музыки. Кроме того, они специально для репертуара написали детские пьесы. Помогал работе комиссии и В. Косенко. С этой же целью он создал свои первые фортепианные произведения для детей — «4 детские пьесы» (1930), ставшие своеобразной прелюдией к его циклу «24 детские пьесы». В этот период появляется также его сборник детских пьес для фортепиано. Вошедшие в него 12 пьес представляют собой обработки и гармонизации мелодий А. Голубицкого — врача из Житомира, знакомого В. Косенко. В 1937 году композитор создает музыкальное оформление для детской новогодней елки. Был создан и цикл песен для детей: «Я начинаю также работать,— говорил он в своем выступлении перед ребятами,— над очень интересными стихами любимых вами писателей: К. Чуковского, А. Барто, Н. Забилы и других. Я теперь вместе с вами увлекаюсь чудесными сказками и стихами этих писателей. Надеюсь, что встречусь с вами еще раз уже с новыми песнями».
Как видим, обращение В. Косенко к детской музыке не было эпизодическим и тем более случайным. Она привлекала его внимание до конца жизни, на протяжении десяти лет. Как детский композитор он прославился своими фортепианными сочинениями, прежде всего, циклом «24 детские пьесы» (для учащихся 1—5-х классов), который создавался в период стремительного развития детского музыкального образования и эстетического воспитания. В то время писали свои произведения такие мастера, как А. Барто, А. Гайдар, С. Маршак, К- Чуковский, композиторы А. Гедике, Д. Кабалевский, С. Майкапар, С. Прокофьев, а на Украине — В. Бычко, Н. Забила, О. Иваненко, М. Пригара и Л. Ревуцкий. Хронологически создание этого сборника В. Косенко совпадает с появлением «Микрокосмоса» Б. Бартока и «Музыки для детей» К. Орфа. Разные по тематике, образам, стилевой направленности, произведения этих художников близки в главном — в подходе к детской литературе как неотъемлемой части духовного обогащения и воспитания.
Идею своего детского цикла В. Косенко сформулировал так: «Я усердно изучил музыкальную литературу для детей, которая была создана раньше. Много хороших пьес для детей написали композиторы Шуман, Чайковский и другие выдающиеся музыканты. Преподавая немало лет по классу фортепиано, я хотел создать такой сборник художественных пьес, которые готовили бы юных пианистов с технической стороны и давали бы им навыки игры на фортепиано последовательно во всех тональностях, а главное, мне хотелось, чтобы вы учились на таких пьесах, которые отражают нашу новую жизнь, поэтому в сборник вошли такие пьесы, как пионерские песни, марши, народные песни, танцы и другие».
И действительно, отражая красочный мир детства, цикл В. Косенко имеет яркую социальную направленность. Прежде всего это проявляется в приподнятом эмоциональном тонусе его музыки, передающем солнечное, жизнерадостное мировосприятие детворы. А именно такое восприятие, как отмечал В. Сухомлинский, дает возможность правильно воспитывать ребенка.
В. Косенко обращается к многомиллионной аудитории, что является отличительной чертой всей детской музыки и литературы. Вспомним слова К. Чуковского: «Когда мы пишем, мы представляем себя на эстраде перед многими юными слушателями. Этого чувства не знали детские писатели Запада, и поэтому их шедевры в большинстве случаев были камерны, глубоко интимны».
Некоторые из пьес цикла — это воспоминания о мире детства самого композитора: нестареющий Петрушка (из одноименной пьесы), музыкальная шкатулка («Полька»), первые музыкальные впечатления («Вальс», «Мазурка», «Балетная сценка»). Образы пьес близки и понятны всем детям, передают настроения и чувства, без которых немыслим мир детских переживаний. Это и ощущение беззаботности в солнечное утро («Утром в садике»), и подвижная игра («Скакалочка»), и огорчение, сменяющееся радостью («Не хотят купить мишку», «Купили мишку»), и веселая погоня за бабочкой («За мотыльком»), и страшная сказка («Сказка»), и мамина колыбельная («Колыбельная песня»). Не случайно аналогии к некоторым картинкам сборника можно найти в других детских альбомах известных мастеров.
Но есть в звучании детской музыки В. Косенко то определенно-характерное, благодаря чему мы узнаем почерк композитора, его круг образов. Освоив традиции отечественной и западноевропейской литературы для детей, Виктор Степанович создает свой стиль, свою манеру отражения. Основывается она прежде всего на национальных истоках. Это ощущается в глубокой лиричности, характерной для украинской музыки и совпадающей с мировосприятием композитора. «Мне очень близка теплота и задушевность украинской песни,— говорил В. Косенко.— Ведь эти песни о жизни трудового народа, о его мыслях, чувствах и стремлениях, о его радостях и печалях».
На всем творческом пути В. Косенко глубоко изучал народные песни. А в пору профессиональной зрелости работал над большой серией обработок и гармонизаций народных мелодий. Одна из них — «Заслужський хліб добрий» (из «Золотих ключів» Д. Ревуцкого) — вошла в сборник обработанных композитором украинских песен для голоса и фортепиано. Она же послужила основой для создания детской пьесы «Украинская народная песня». Ее печальная мелодия, соответствующая трагическому содержанию о горьком хлебе крепостного бедняка, как бы представляет собой контраст прошлого настоящему.
В. Косенко стремится максимально точно и рельефно передать образное содержание народной песни, ее социальный подтекст. На это направлены все средства выразительности. Задумчивый монодический запев (унисон через две октавы) во фригийском ладу как бы открывает завесу в далекое прошлое. Заканчивается пьеса таким же инструментальным отыгрышем. Сама мелодия звучит в среднем (вокальном) регистре, в кружеве подголосков и контрапунктирующего голоса — в манере народного пения. «Пустые» квинты в басу усиливают трагическое настроение и не только напоминают звучание народного инструмента, но также вводят ребят в сферу народного инструментария.
Близка народным истокам и «Мелодия», насыщенная интонациями украинской лирической песенности, ее ладовыми особенностями, опеванием тоники, пентатоническими оборотами, полевками в натуральном и гармоническом миноре, мелодическим варьированием. Национальная определенность цикла особенно ощутима в песенно-танцевальных образах («Украинская народная песня», «Мелодия», «Колыбельная песня», «Танцевальная»).
Тонкое национальное преломление находят также новые образы, новая тематика. Особенно показательна «Пионерская песня», в которой жанр пионерской музыки органически сочетается с чертами народно-хорового искусства. Так, квартовые интонации, характерные для пионерской песенности, чередуются с поступенным движением народных мелодий. А запев солиста в пионерской песне здесь скорее напоминает традиции народного многоголосия: один голос подхватывается другим.
Картинки родной природы также изображены композитором в красках народного искусства. Лирическая акварель «На опушке» окрашена ладовыми, интонационными оттенками народной музыки. Близость к ней подчеркнута трихордными полевками, вариантностью мелодики, монодическим изложением, окончанием пьесы квинтовым аккордом. Мягкий колорит созерцательной «Пасторали», ее пентатонические обороты, волыночный бас, подголосочная фактура также близки фольклорным источникам. А в красочной зарисовке «За мотыльком» эта близость ощущается в движении мелодии по смежным ступеням с остановкой на натуральной квинте, в мелодической и ритмической вариантности, в ладовой переменности (натуральной, гармонический, мелодический минор), в неквадратности построения.
Тесная связь с народными истоками — большое достоинство цикла детских пьес В. Косенко. Эта черта сближает его с мировыми образцами детской литературы. Лучшие композиторы, которые писали для детей, всегда считали народное искусство основой музыкального воспитания подрастающего поколения. Следует подчеркнуть и педагогическую целесообразность такого подхода. Ведь детский слух лучше воспринимает уже знакомые комплексы выразительности, определяющие стилевые особенности национального музыкального языка. «Восприятие музыкального языка народного искусства, — писал Б. Асафьев, — облегчается благодаря имеющемуся у учеников запасу слуховых представлений, характерных интонаций, мелодического рисунка, лада, метроритма, присущих музыкальному фольклору данной народности». Тесная связь с народной музыкой всегда была одной из ведущих традиций украинской детской музыки. Классическими образцами в этом отношении являются произведения для детей Н. Лысенко, К. Стеценко, Л. Ревуцкого. Фольклорными реминисценциями насыщены наиболее популярные сочинения для детей и современных авторов.
В детской музыке В. Косенко ясно прослеживается стилевой почерк композитора. Она является как бы своеобразной школой для исполнения его фортепианных произведений. Так, гармонический язык детских пьес отражает характерные для В. Косенко черты ладо-гармонического мышления, что проявляется в одноименном сопоставлении тональностей, выборе народных ладовых красок, хроматизации лада, альтерации квинты и в применении в басу параллельных квинт, идущих от народной музыки.
В сочинениях В. Косенко для детей ощутима стилевая эволюция, характерная для всего его творчества. В частности, на «4 детских пьесах» сказалось увлечение композитора формами и жанрами старинной музыки. В 1928—1930 годах были созданы и «11 этюдов в форме старинных танцев». Грациозный танец из «4 детских пьес», написанный в стиле классического парного менуэта, грустная «Мелодия» — в духе музыки И. С. Баха, «Скерцино» — на основе классических образцов этого жанра. Интересно также отметить, что мелодическим рисунком и фактурой «Скерцино» очень напоминает известную пьесу Чайковского «Новая кукла».
Такое совпадение не случайно, поскольку влияние «Детского альбома» Чайковского на музыку для детей В. Косенко неоспоримо. Не случайны, по-видимому, и образные аналогии диптиха «Не хотят купить мишку» — «Купили мишку» с триптихом Чайковского «Болезнь куклы» — «Похороны куклы» — «Новая кукла». Влияние «Детского альбома» заметно и в сборнике детских пьес В. Косенко — обработок и гармонизаций мелодий А. Голубицкого. Здесь также проявился интерес композитора к старинной музыке («Куранта», «Маленькое скерцо»). К сожалению, этот сборник остался неоконченным. Рукописи свидетельствуют, что В. Косенко хотел дополнить его «Маршем» и «Пионерской». Как видим, композитора очень интересовали современные темы и образы. Лучшие пьесы из этого сборника отвечают требованиям современного детского репертуара.
Большое достоинство музыки для детей В. Косенко в ее доступности для детского восприятия. Композитор умеет разговаривать с детьми, общаться с ними посредством музыки. Он далек от мнимой простоты, примитивизации, подлаживания под ребенка, которое, к сожалению, нередко встречается в детской литературе. «В своих стихах, — писал К. Чуковский, — мы должны не столько приспосабливаться к ребенку, сколько приспосабливать его к себе, к своим «взрослым» чувствам и мыслям. Конечно, мы должны делать это с большой осторожностью, не силуя природы ребенка, но если мы этого делать не станем, нам придется отказаться от роли воспитателя».
Тонко чувствуя особенности детского восприятия, В. Косенко создает яркие образы, обращается к зримой сюжетности. Как известно, ребята любят музыку программную, с четким содержанием, способную вызвать знакомые ассоциации, конкретные представления. Почти ко всем номерам цикла легко составить литературную программу. Показательно, что и названия пьесам автор давал вместе с ребятами, которые жили по соседству, и был доволен, когда дети понимали его замысел. Сюжетность и образы музыки предельно ясны, например, в таких пьесах, как «За мотыльком», «Скакалочка», в диптихе «Не хотят купить мишку» — «Купили мишку», «Сказка» и т. д. Яркие ассоциации вызывают изобразительные приемы: бубенчики клоуна в «Петрушке», падение капелек в «Дождике», фанфары в «Походе», барабан в «Пионерской песне». Конкретность образов усилена и четкой жанровой определенностью. В основе всех пьес лежат «три кита» (Д. Кабалевский) — три основных жанра: песня, танец и марш.
В. Косенко отдает предпочтение музыке с повышенным эмоциональным тонусом. Даже созерцательные, лирические пьесы активны, динамичны. «Творческий инстинкт, — писал Б. Асафьев, — проявляется у детей всегда в непременном стремлении меньше созерцать или механически выполнять уже определенное, более охотно самим участвовать и вносить свое». Поэтому В. Косенко особое внимание уделял танцевальным, игровым (термин К. Чуковского) образам.
Композитор обращался чаще всего к трехчастности и куплетности, которые содержат в себе повторность. Показательны также лаконичность в изложении, краткость мелодических фраз. В. Косенко стремился сделать фактуру удобной для детских рук, сохраняя при этом свой композиторский почерк. По существу, это облегченные варианты типичных для его письма фактурных формул. Здесь и движение параллельными интервалами, и мелодические фигурации, и выдержанные в средней линии гармонические ступени, контрапунктирующие голоса, и органные пункты (с взятием их, нередко, на слабых долях), и динамизация с помощью регистров и т. д. Важное значение приобретают также такие особенности косенковского письма, как позиционность и согласованность в движении обеих рук (прежде всего симметричность), что делает изложение удобным, пианистичным.
Многообразие художественных задач детской музыки В. Косенко обусловливает разнообразие пианистических навыков. Представляя молодую советскую фортепианную педагогику, детские пьесы композитора внесли в ее развитие ценный вклад. Впервые, например, в истории детской фортепианной литературы введены в обиход учащихся 1—5-х классов все 24 тональности (в «24 детских пьесах» они размещены по кварто-квинтовому кругу). Продолжая лучшие традиции отечественной фортепианной школы, В. Косенко большое внимание уделял навыкам кантиленной игры. На материале таких пьес, как «Украинская народная песня», «Мелодия», «Пастораль», «Сказка», «Колыбельная песня» ученики осваивают, по выражению музыкантов, «горизонтальный рассказ», то есть овладевают исполнением выразительной, широкой кантилены. При этом композитор соблюдает совпадение цезурности пианистических движений, с цезурами мелодических линий. О необходимости такой слитности в обучении детей говорили К. Игумнов, Л. Николаев.
Преобладание в детской музыке В. Косенко игровых, подвижных образов определяет большую роль моторной техники. Как известно, дети 7—11 лет очень восприимчивы к усвоению моторных навыков. В пьесах В. Косенко они проявляются и в мелкой технике, имеющей особое значение в начальный период обучения, и в стаккатном движении, и в технике скачков, и в чередовании штрихов legato и staccato. Главное то, что любой технический прием является у него прежде всего выразительным средством.
Много создано украинскими композиторами в области детской музыки, которая обогатилась новыми темами и сюжетами, современными приемами. Сочинения В. Косенко, в частности его цикл «24 детские пьесы», и сегодня остаются лучшим достижением украинской фортепианной детской литературы. Его музыка отвечает наивысшим требованиям художественного творчества для детей: яркая и праздничная, как мир детства, написанная с большой любовью и мастерством, она учит любить родной край и народное искусство.
Музика в школі. I клас
Повернутися до змісту
НАШІ НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ
|