Електронний навчальний посібник «Слухання музики в І класі»

Музика в школі. I клас

П. І. Чайковський

← Повернутися

Е. Гульянц
О создании балета «Щелкунчик»

Хочу рассказать, как Петр Ильич Чайковский пришел к мысли написать балет на известную сказку Гофмана о Щелкунчике и Мышином царе и какую основную мысль вложил он в свое произведение.

Однажды (это было в ту пору, когда композитор находился в полном расцвете творческих сил) к нему обратился директор оперного театра И. А. Всеволожский с предложением сочинить оперу и балет, которые можно было бы давать в один вечер. Опера должна была быть небольшая и балет таким же. Эта идея понравилась композитору. Решили, что сюжет для оперы выберет сам Чайковский, а балет будет писать на сюжет, который предложит театр. И. А. Всеволожский предложил композитору сделать балет на сюжет сказки немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик». Композитор согласился и вскоре получил от известного в то время балетмейстера, постановщика балета, Мариуса Петипа подробно разработанный план балета — сценарий.

Чайковский знал и любил сказку Гофмана, сценарий же ему очень не понравился. В то время балетные сценарии не отличались содержательностью. Люди, идя в балет, знали, что будут любоваться пышным зрелищем, танцами любимых балерин и танцоров. А для того, чтобы показать головокружительные пируэты и всевозможные замысловатые па балету не надо было глубокого содержания. Просто требовалась ритмичная музыка и смена разных по характеру танцев.

Не так относился к балету Чайковский. И в балете, как и в других жанрах, на первом месте для композитора были герои с их чувствами и переживаниями. И если первый акт трогал и волновал Чайковского (нежная, чуткая Маша, ее обида на брата, заступничество за бедного уродца, помощь ему в трудный момент), то второй акт с его бессмысленным чередованием танцев даже раздражал его. Он писал: «...образы эти не радуют меня, не вызывают вдохновения, а пугают, ужасают и преследуют наяву и во сне...» и — «...ощущаю невозможность полную воспроизвести музыкально Конфитюренбург (Конфетное царство)».

И действительно, в сценарии Петипа в «Конфетном царстве», куда попадают Маша и Принц и где хозяйкой была фея Драже, а действующими лицами Леденцы, Шоколад, Кофе, Чай, все действие заключалось в рассказе Принца и в устроенном в честь их празднике. От композитора при таком сюжете требовалось только сочинить вполне дамсантную, то есть танцевальную музыку. А как же Маша и Принц, их любовь и стремление к счастью, где же связь второго танцевального акта с первым, в котором был сюжет? Этот недостаток сценария не давал возможности приступить к сочинению балета. Петр Ильич так и не закончил заказанный балет к намеченному сроку.

Но как ни мучился, ни терзался композитор, он начал все-таки работу над балетом и, верный себе, в своей музыке создал не танцы для сказки о Щелкунчике, а симфоническую повесть о детстве.

И вот в основу балета «Щелкунчик» положена мысль, всю жизнь волновавшая композитора.

В мире живут не только добрые люди, но и злые, не только счастьем наполнена жизнь, но и грустными, а порой и трагическими моментами. Любовь же, по Чайковскому, — это высшее проявление добра; любовь активная, действенная — это высшее проявление счастья человека.

Именно это Чайковский увидел в сюжете, предложенном Всеволожским. В музыке почти всего первого акта Чайковский выдерживает кукольный, игрушечный колорит, но все-таки и здесь есть то, что так глубоко трогало и волновало композитора. В детский безоблачный мир вторгается нечто загадочное, непонятное для детей в виде фигуры Дроссельмейера. Это пока только эпизод, тревога рассеивается и восстанавливается настроение мира беспечных радостей. Здесь показаны и ростки детской любви: Маша пожалела и полюбила куклу-уродца Щелкунчика. Есть в этом действии и элементы борьбы: Маша защищает любимую куклу от озорника брата и ватаги его приятелей.

Но вот во второй картине этого действия многое приобретает совсем иной характер. Елка вырастает в огромное дерево и вместе с ней Маша и Щелкунчик из девочки-подростка и куклы превращаются в девушку и юношу. А в музыке у композитора звучит характерная для него тема любви, тема, появляющаяся всегда в момент наивысшего счастья. В теме этой — не только радость, покой и удовлетворение, но вместе с радостью какое-то щемящее чувство боли, предчувствия, что счастье не будет безмятежным.

Исчезает из музыки «Щелкунчика» детскость, невсамделишность. Наполняется пока еще неосознанным счастьем и неосознанной тревогой душа юной Маши.

Однако счастье никогда не приходит к людям пассивным и равнодушным. Счастье надо уметь завоевать, и завоевывается оно часто в борьбе. Все дальнейшее в балете убедительно показывает это.

Мыши в «Щелкунчике» — это для Чайковского те злые силы, те роковые, неизбежные стечения обстоятельств, которые мешают достижению счастья. Щелкунчик борется с ними, и вот уже неизбежно поражение, и смерть героя, а вместе с ним, может быть, и смерть Маши. Но Маша сумела преодолеть охватившее ее оцепенение и леденящий душу страх. В решающий момент она пришла на помощь своему сказочному герою.

Итак, счастье завоевано в борьбе и после сцены битвы в музыке Чайковского звучит настоящий гимн любви. Композитор развивает эту тему своих повзрослевших героев, перемежая ее с танцевальными эпизодами кукол, сделанными Чайковским в духе народной музыки (испанский, арабский, китайский, русский, танец пастушки и пастушка). И хотя, по замыслу Всеволожского, после кукол должна была танцевать фея Драже и ее партнер принц Коклюш, Чайковский для этого номера создал не просто танцевальную музыку, а связал ее со своими героями, продолжив начатое в музыке первого действия повествование.

Это дало право авторам последующих постановок «Щелкунчика» в Большом театре, вопреки сценарию, оставить и в этом действии главными действующими лицами Машу и Принца.

Так композитор создал в своей музыке поэму о детстве и юношеской любви, поэму о жизни, счастье и борьбе.

Музика в школі. I клас
Повернутися до змісту

Передмова Довідка Сайт автора-упорядника

НАШІ НАВЧАЛЬНІ МАТЕРІАЛИ

«Музичні оповідки»
(ноти, вірші, загадки)
Школа співу
та акомпанементу на гітарі

+ Уроки через Skype
Музична антологія
сучасної поезії
«Постановка голосу»
Електронний навчальний посібник