Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

Для воспроизведения аудио и видео на этой странице
в вашем браузере должен быть включён JavaScript.

* * *

Денис Николаевич, я в восторге от вашего творчества! Как научиться петь и аккомпанировать одновременно? Отдельно что-то получается, а вместе никак. Заниматься по скайпу пока нет возможности, но очень хочется учиться у вас. Помогите, пожалуйста!
С уважением, Олег

* * *

Не могу молчать, когда играю на гитаре. Хочется петь. Как самому научиться совмещать пение и игру на гитаре?

* * *

Здравствуйте, Денис.
Я был с женой и сыном на вашем концерте. Прошёл уже почти год, но я до сих пор нахожусь под впечатлением — ничего подобного я не слышал ни до, ни после. Спасибо вам за ваши песни. Творческих вам успехов! Решился написать вам, потому что обнаружил на вашем сайте информацию о том, что вы ещё и преподаёте. В связи с этим у меня к вам вопрос. Мне 49 лет. Получится ли у меня в этом возрасте научиться аккомпанировать себе на гитаре? Петь я люблю.
Спасибо!

* * *

Здравствуйте! Моему ребёнку 6 лет. Хочу, чтобы он умел не только играть, но и петь под гитару. При поиске преподавателя обратили внимание прежде всего на Вашу методику, потому что многие учат только классической игре, а Вы учите ещё и петь. Это то, что нам надо…

* * *

Я учился у преподавателя музыкальной школы. Разбирали песню Behind Blue Eyes. Она говорила, что можно петь, можно пока не петь. Так никогда и не пели. У самого не получилось. Подскажите, пожалуйста, как научиться не сбиваться, если петь под гитару?
Паша

* * *

Денис, я недавно начал учиться играть на гитаре, 4 неделя пошла. Аккорды потихоньку беру, и пытаюсь одновременно петь, но не получается. Какие упражнения помогут мне это осуществить?
Илья Беленко


Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно

Лучше всего объединить пение и аккомпанемент помогает совместная игра с преподавателем на одной гитаре. Например, вы играете правой рукой, а он берёт аккорды. Потом он тихо поёт, а вы должны не сбиваться. Потом поёт громче, а вы пытаетесь подпевать. Потом поёте только вы, играя по-прежнему только правой рукой. Так же вдвоём удобно учить и быструю перестановку аккордов: преподаватель медленно играет правой, вы переставляете аккорды. Он играет ритмично, вы пытаетесь успевать за ним, думаете только об аккордах, о следующем аккорде, не отвлекаясь на правую руку и пение. В общем, с толковым преподавателем — быстрее и лучше.

Что делать, если его нет. Работать надо над конкретной, какой-нибудь лёгкой, на два-три аккорда, песней. Попробуйте сначала отдельно попеть, потом отдельно, без пения, поиграть — нужно довести аккомпанемент до автоматизма, чтобы ничего не отвлекало, играть как робот, как автомат. Я обычно даю ученикам в качестве первых песен или упрощённый вариант «Кукушки» Цоя (Кино) — боем; или «Бумажный солдат» Окуджавы — басы со щипком или ударом. Если и это сложно — детскую песенку «Савка и Гришка (делали дуду)». Можете взять что-нибудь своё, повторяю, на два-три аккорда. Кому-то подойдёт «Алиса (не ходит в школу)» Ранеток; «Эй, моряк» из к/ф «Человек-амфибия»; «Бошетунмай»¹ Цоя; «Листья жёлтые». Со временем набор легчайших песен будет меняться, поскольку меняются вкусы. Моя первая песня была «Коробейники» (Ой, полным-полна моя коробушка…). Не берите в самом начале песню с арпеджио (перебором), петь под него чуть сложнее, пусть такая песня будет четвёртой-пятой, но не первой. Учитывайте, первая песня как первый блин, она не обязательно должна очень уж нравиться — потом надоест хуже горькой редьки, но жалеть о ней не нужно, следующие будут получаться лучше.
Потом пробовать совместить пение и аккомпанемент по одной фразе. Что касается специальных упражнений, я не их сторонник. Нужно брать конкретную песню и сразу работать, так практичней. После — постепенно усложнять песни. Это всё, чем могу помочь заочно. Не обязательно у вас получится. Живого общения ничто не заменит. Если не получается — поможет преподаватель, причём быстрее, чем вы вникнете в эти рекомендации.

И ещё. Для хорошего учителя — чем сложнее случай и неподатливее ученик, тем интереснее, азартнее справляться с задачей. Никогда не ставьте на себе крест. Если вам не помогли, например, чьи-нибудь видеоуроки, это не значит, что вы неспособны. Это значит, что вас должен слышать и учить грамотный преподаватель. Исходя из моего опыта, людей, которым невозможно было бы помочь, не бывает. Пытайтесь совместить пение и аккомпанемент на гитаре сами, но если всё же не получается, обращайтесь к правильным учителям. Сейчас научиться можно даже дистанционно с помощью веб-камеры.
Успехов!

Кукушка (упрощённый вариант) – В. Цой

Песня хороша для начала, потому что медленная, надолго «зависающая» на одном аккорде, с удобной тесситурой (то есть нетрудная для пения). В полном варианте есть вступление, мелодические вставки, аккорды Dm, Dm7, G, G7, F и др. Полный вариант подойдёт продвинутым ученикам; приобрести ноты и табулатуру для голоса и гитары полного варианта этой и других песен, послушать их в звуке можно на этой странице. Ниже — упрощённый вариант, с двумя аккордами, гармония изменена. В таком виде выучить песню могут ученики, начиная примерно с 6-летнего возраста (см. видео).
Ритмический рисунок:
↑ ↑↓ ↓↑↓ или б ↑↓ ↓↑↓
Обозначения: ↑ — удар вниз, ↓ — удар вверх (поддёргивание), б — основной бас.
Послушать бой:
№ 1 Четыре четверти, движение восьмыми, с басами и без (↑ ↓ ↓↓)

JavaScript / Mediaplayer

Цифра в скобках — количество тактов, один такт — ↑ ↑↓ ↓↑↓

 Am[4]
Песен еще ненаписанных сколько?
          Em[2]             Am[2]
Скажи, кукушка,         пропой.
   Am[4]
В городе мне жить или на выселках,
                              Em[2]
Камнем лежать или гореть звездой?
                              Am[2]
                         Звездой.

Em[2]                              Am[2]
        Солнце моё — взгляни на меня,
Em[2]                                Am[2]
        Моя ладонь превратилась в кулак,
Em[2]                                  Am[2]
            И если есть порох — дай огня.
Em[2]                                Am[2]
                                Вот так... 

Для другого голоса эта же песня в тональности Em, гармония также упрощена до двух аккордов. Однако связка Em – D уже не столь легка, как в первом варианте.

 Em[4]
Песен еще ненаписанных сколько?
          D[2]          Em[2]
Скажи, кукушка,     пропой.
   Em[4]
В городе мне жить или на выселках,
                              D[2]
Камнем лежать или гореть звездой?
                         Em[2]
                    Звездой.

    D[2]                           Em[2]
        Солнце моё — взгляни на меня,
    D[2]                             Em[2]
        Моя ладонь превратилась в кулак,
    D[2]                           Em[2]
        И если есть порох — дай огня.
    D[2]                            Em[2]
                               Вот так...

Бумажный солдат (упрощённый вариант) – Б. Окуджава

Ритмический рисунок:
б 321 доп б 321 (Одновременно щипком 3, 2 и 1-ю струну вверх, «ум-ца, ум-ца». Помним правило: у каждой струны свой палец: басы — p, 3-я — i, 2-я — m, 1-я — a.)
Можно играть не со щипком, а с ударами вниз: б ↑ доп б ↑
Малышу или начинающему так сыграть проще; на своих мастер-классах именно с этим нехитрым боем я показываю, что с нуля научиться петь под самостоятельный аккомпанемент на гитаре можно и за 10 минут.
Басы чередовать, б — основной бас, доп б — дополнительный бас. У Am это пятая, потом шестая струна; у E это шестая, потом пятая. Цифра в скобках — количество басов! Поиграйте вначале без пения как упражнение:
Am[6] E[2]
E[6] Am[2]
Петь: на каждое движение рукой — один слог. Если не сможете считать — аккорд во всей песне каждый раз меняется на слоге «аж»: отвАЖный, бумАЖный, кАЖдый, вАЖных, жАЖдал, однАЖды. Легко запомнить!
На каждое движение рукой — произносить по слогу, кроме окончаний фраз. После слов с «аж» один бас (дополнительный) — пустой, в пении пауза. Можно в уме произносить «бас», или «раз», или «бум». Вот так: «…си-вый-и-от-важ-ный-бас-но-он-иг-руш…» Жирным шрифтом здесь выделены басы.
Важно: начните играть бас на слоге «дин». Бас — это сильная доля, он должен идти на ударение в слове. Т. е. просто без аккомпанемента поёте «О-» и на «дин» играете первый бас. Не играйте бас на «О-» — это частая ошибка.

  Am[6]
Один солдат на свете жил,
              E[2]
красивый и отважный,
   E[6]
но он игрушкой детской был:
                   Am[2]
ведь был солдат бумажный.
    Am[6]
Он переделать мир хотел,
                     E[2]
чтоб был счастливым каждый,
   E[6]
а сам на ниточке висел:
                   Am[2]
ведь был солдат бумажный...

Позже можете добавить вступление — чётное количество тактов. Музыка любит чётность и чёткость. Чётность — это 2, 4, 6, 8… Здесь будет хорошо — сыграть перед пением 4 баса вступления. Получится: «ум-ца-ум-ца-ум-ца-ум-о-дин-сол-дат-на-све-те-жил-кра…»

Возможные трудности Варианты решения
Вы поёте, нечисто интонируя. Развить слух с преподавателем. Вас должны слышать со стороны.
Вы поёте неритмично. Развить чувство ритма с преподавателем. Вас должны слышать со стороны.
Вы играете неритмично, сбиваетесь, рука иногда «повторяет слова», а не работает автономно. (Иногда во время произнесения слога удар или щипок не нужен, но вы снова и снова повторяете его.) Трудно играть синкопы. Довести аккомпанемент до автоматизма. Попробуйте до того места, где вы спотыкаетесь, петь и играть одновременно, а дальше прекратите петь и непрерывно продолжайте только играть в том же темпе. Когда перестанете сбиваться, пробуйте петь.
Интересно, что и пение так же нужно довести до автоматизма. На первых порах ваше внимание почти полностью будет забирать аккомпанемент, и поэтому, чтобы не сбиваться, нужно чтобы губы произносили слоги независимо от вас, петь пусть и неточно по высоте, но точно по длительностям, соблюдая необходимые паузы. Для этого необходимо хорошо знать произведение, предварительно попеть его вместе с оригиналом.
Правило: отдельно поиграть, отдельно попеть, только потом совмещать.
Частая ошибка, особенно у молодых — чрезмерно быстрый темп. Есть понятия «загнать темп», «заиграть» — играть настолько быстро, что вы перестаёте контролировать себя и понимать, что происходит. Хочется играть быстро, весело и круто. Но. Вы думаете, профессиональные музыканты с первого раза, с листа, играют что-нибудь типа «Полёта шмеля» Римского-Корсакова в бешеном темпе? Никогда. Представьте, что вы черепашка, улиточка, бывалый солдат из цоевской «Кукушки», который уже никуда не спешит. На первых страницах тетрадок моих учеников почти всегда можно найти слово МЕДЛЕННО!!! Подчёркнутое трижды.
Это важно. Сыграйте хотя бы раз вашу скоростную песню как тягомотный медлячок. Отточите нюансы. Играть медленно трудно, но необходимо.
Вы взяли для разучивания любимую песню, и всё бы хорошо, но один аккорд не получается. Это может быть F с вашим первым баррэ, H7, G или даже Dm. Нужно смотреть. Иногда стоит брать проблемный аккорд, несмотря на то, что он не звучит. Чем больше вы его играете, тем быстрее он зазвучит как надо. Пальцы привыкают.
Если в данный момент вы сидите уже достаточно долго, а дело всё хуже, попробуйте передохнуть, отвлечься. Обычно с новыми силами всё получается.
Но иногда я вижу, что песня ученику не по силам, например несколько быстро сменяющихся, идущих подряд трудных аккордов. Вернитесь назад, идите постепенно. Не берите слишком сложные произведения.
Написано, что бой в песне нужно играть с басами, но пока не получается, вы промазываете и вообще «это трудно». Играйте пока без басов, замените бас ударом.
Бывает наоборот, вопреки написанному играете с басами и меньше сбиваетесь. Прекрасно. Ритмические рисунки с басами звучат благородно, профессионально, сразу слышно, что вы учились не во дворе. Бои без басов, как правило, нужны начинающим (см. предыдущий пункт), и иногда в конце быстрых песен, когда у вас кураж, а в музыке forte и presto, то басы брать не нужно.
Довели до автоматизма аккомпанемент и играете без пения уже очень хорошо, так же хорошо уже поёте под фонограмму оригинала, но когда начинаете петь под гитару, сбиваетесь с ритма. Одно из решений этой проблемы (подчеркиваю, «одно из») — маленькая хитрость, которой я часто пользуюсь в обучении. Иногда, когда вы пробуете петь и играть одновременно, очень помогает перестать сбиваться аккомпанирование с басами. Да, бой с басами сложнее боя без басов, но бывало, что для решения проблемы помогало только это. Дело в том, что не все чувствуют чередование сильных и слабых долей в такте, но и не все любят считать доли на стадии разучивания боя. В результате, когда пробуют петь, бой сбивается в «кашу» из неритмичных ударов. Попробуйте играть бой вместе с басами, т. е. замените удар на сильной, первой доле основным басом аккорда. Например, чётко сыграть 4 такта боем «шестёрка» легче, если вы будете брать в начале каждого такта бас, а не делать удар. Отсчитать 4 баса, а значит и 4 такта, легко, даже особо не задумываясь, а вот отличие ударов на сильные доли от остальных ударов можно и не почувствовать. Добавлю, что речь идёт о щипке баса большим пальцем, а не медиатором, поскольку со временем к аккомпанементу мы будем добавлять мелодические линии и нам понадобятся остальные пальцы. Например, одновременно взять 5-ю и 2-ю струны большим и средним пальцами легче, чем медиатором, верно?
Нашли гармонию или ноты песни в интернете, но то ли аккорды неправильные, то ли к вашему голосу они не подходят. Аналогично, включаете запись, поёте вместе с исполнителем и не попадаете, не достаёте, не вытягиваете. «Эта песня не для меня?» Эта песня для вас. Нужно транспонирование — перевод в другую тональность. Перетранспонирует учитель, знающий ваш голос. Позже научит этому вас.
Что касается интернета. Подбирая песни по слуху, я часто смотрю там готовые подборы. Можете мне не доверять, но из них я оцениваю как правильные только процентов пять.

¹ Время от времени приходится искать нестандартные решения. Как упростить и без того простое двухаккордовое произведение?
Условия задачи: мальчик одиннадцати лет с жестковатой гитарой без возможности доводки или замены её на что-нибудь приемлемое. У мальчика не получается взять НИ ОДИН аккорд. Ситуация отягощена неумением и нежеланием ученика работать и добиваться. Как и многим современным детям, ему хочется, чтобы получилось само и сразу. Пальцам, говорит, больно (хотя не столько там боли, сколько лени). Звук ужасный. Я понимаю, что нужно быстрое решение, — если до конца этого, уже не первого, урока ничего не получится, забросит гитару, подобно многим детям во все времена, начавшим учиться на неудачных инструментах (к слову, всегда покупайте гитару со своим учителем — специалистом!), и будет с тоской смотреть потом всю жизнь на гитаристов как на суперменов или мучеников. Но если хоть что-то получится, интерес к гитаре не пропадёт ещё хотя бы несколько уроков, а там и пальцы окрепнут. Хватаюсь за зацепку — более-менее уже получается простой бой, называемый в народе по количеству ударов шестёркой. Пока, конечно, получается без пения. Мне нужна не детская (детскую петь не будет) песня на два аккорда. Три — неподъёмно много, а песни с одним аккордом или глупы, или, как ни странно, сложны (вспомните, например, замечательную «Всё я сказал» группы Дети), да и в нашем случае непродуктивны — всё-таки нужно учиться переключаться с аккорда на аккорд. Два аккорда, которые как бы и не нужно было прижимать, с максимумом открытых струн. Вспоминаю подобные песни и среди них упрощённый «Бошетунмай» Цоя. До мажор и ля минор не получаются, но тут я понимаю, что если транспонировать песню в Соль мажор, это будет G и Em, а G можно и упростить. Представляете объём работ? Мизинчиком лениво прижать первую струну на третьем ладу, сыграть целых два такта, не задевая басы, и сыграть два такта, так же лениво прижав двумя пальцами пятую-четвёртую, давая в это время отдохнуть зверски уставшему мизинчику. Ну и пусть прижатые струны пока звучат глухо или хрипят как трактор, звук открытых струн всё равно громче. Из гитары полилось что-то похожее на музыку. «Вот теперь мне нравится!», — улыбается. На следующем уроке ученик уже играл вместе с пением, а я объяснял ему неочевидный смысл этой выручившей нас песни.

Гитарные бои

В современной музыке без боёв — никуда. Например, поющим фингерстайл-гитаристам бой добавляет необходимые в вокальной музыке полётность и певучесть. Есть мнение, что профессиональное название боя — расгеадо, однако техника rasgueado ассоциируется с фламенко. Современный же аккомпанемент развивается самостоятельно, независимо. В конце концов, не столь важно название, важен результат.

№ 1 (↑ ↓ ↓↓) Четыре четверти, движение восьмыми, с басами и без

JavaScript / Mediaplayer

Если не получилось сходу, помогает счёт. Раз-два-три-четыре. Где «раз» и «два» — на двух ударах вниз, а на счёт «три» руку опустить вниз без удара. Обязательно произнести вслух «три». Потом одновременно с тремя последними ударами вверх-вниз-вверх сказать «че-ты-ре». Рука должна двигаться плавно, ровно как часы, равномерно без рывков. Со стороны это выглядит как вниз-вверх-вниз-вверх без пауз. Получилось сыграть один раз (один такт) — сыграйте два подряд. Потом больше.

Второй бой сложнее, выглядит как страшный заборчик.

№ 2 (↑ ↑ ↑↓ ↓↑↓ ↑↓) Четыре четверти, движение шестнадцатыми, с басами и без

JavaScript / Mediaplayer

Схема для запоминания на один удар больше (↑ ↑ ↑↓ ↓↑↓ ↑↓↑). Чтобы выучить, нужно разделить по частям: четыре удара вниз, два вверх, потом два раза по три: «та-та-та», «та-та-та» (вниз-вверх-вниз, вниз-вверх-вниз). Обязательно считайте первые четыре удара, на каждый удар «раз, два, три, четыре». Частая ошибка: играют сколько угодно — 3, 5, но не 4. Считайте. Должно получиться «1, 2, 3, 4-вверх, вверх-та-та-та, та-та-та», где на запятую рука идёт без удара в противоположном направлении. Чтобы сыграть два раза (два такта) подряд, нужно понять, что последний удар вниз — он же первый в следующем такте: «1, 2, 3, 4-вверх, вверх-та-та-та, та-та-1…». Сразу бой звучит прямолинейно, не так, как надо, потому что дело в акцентах. Когда сами движения рукой выучены, попробуйте посчитать до четырёх, распределив счёт на весь такт. «Раз» — первый удар, «два» — третий удар, «три» — рука вниз между двумя поддёргиваниями, «четыре» — последний удар вниз в первой фигурке «та-та-та». Так вот, на счёт 2 и на 4, это соответственно 2-я и 4-я доли такта, удары сделать сильными, а все остальные очень тихими. Например второй удар в схеме так вообще делать символически, почти убрать. Достаточно громким должен быть ещё только первый удар вниз (или бас вместо него) — это сильная доля.

Ещё одно важное дополнение, относящееся ко всем боям. Мне попадались описания боёв с рекомендацией делать удары вверх (поддёргивания) большим пальцем (p). Ни в коем случае так не делайте! И тогда в дальнейшем вы сможете добавлять в аккомпанемент красивые мелодические вставки (см. видеоиллюстрации внизу страницы, а также раздел Видео), ваши пальцы будут уже готовы для этого. Все удары вниз и вверх нужно делать указательным, средним, безымянным пальцами (i, m, a), вместе или отдельно, но без большого. Большой палец (за редкими исключениями) — только для басов.

Ниже расположена коллекция гитарных боёв. При её составлении я не гнался за количеством, а стремился к практичности — в интернете я встречал собрания ритмических рисунков, многие образцы которых, к сожалению, совершенно непригодны для индивидуального аккомпанемента. Здесь ни одного неработающего ритмического рисунка нет — все бои из этой коллекции использовались мною в концертно-исполнительской и педагогической практике.

Коллекция гитарных боёв

  1. (↑ ↓ ↓↓) Четыре четверти, движение восьмыми, с басами и без, популярная «шестёрка»
JavaScript / Mediaplayer

  1. (↑ ↑ ↑↓ ↓↑↓ ↑↓) Четыре четверти, движение шестнадцатыми, с басами и без
JavaScript / Mediaplayer

  1. ↓ ↓↓) Четыре четверти, движение восьмыми, с басом и хлопками (глушением)
JavaScript / Mediaplayer

  1. (б ↑↓ ↑↓) Четыре четверти без синкоп
JavaScript / Mediaplayer

  1. ↓доп б ↓ ↓) Пунктирный с чередованием басов и хлопками
JavaScript / Mediaplayer

  1. ↓доп б↓↓) Четыре четверти ровный с чередованием басов
JavaScript / Mediaplayer

  1. (б ↑↓↑↓ ↑↓↑↓) Шесть восьмых, медленно
JavaScript / Mediaplayer

(б ↑↓↑↓ ↑↓↑↓) Шесть восьмых, быстро

JavaScript / Mediaplayer

  1. (б 321 321 321 321) Шесть восьмых со щипками и акцентированным ударом, быстро и медленно
JavaScript / Mediaplayer

  1. (б ↑ ↑↓↑ ↑↓↑↓) Четыре четверти с синкопой на 3-И
JavaScript / Mediaplayer

  1. (б ↑↓↑↓ ↑↓↑↓ ↑↓) Четыре четверти с синкопой на 2-И
JavaScript / Mediaplayer

  1. (б ↑↓↑↓доп б ↑↓↑↓) Три четверти, ритм вальса, без глушения и с глушением
JavaScript / Mediaplayer

  1. (↑ ↑) Две четверти и четыре четверти, марш
JavaScript / Mediaplayer

  1. (↓↑↑↓↓↑↑↓) Двенадцать восьмых, движение группами по 3 доли с акцентами вниз-вверх («типатитопати»-бой), без изменения и с изменением гармонии. Здесь и далее «типатитопати» — речевая подсказка, помогающая освоить бой. Другая соответствующая ударам подсказка: «вниз-та-та-вверх-та-та»
JavaScript / Mediaplayer

  1. (↓↑↑↓↓↑↑↓↓↑↓) Четыре четверти с 5 акцентами, «типатитопати»-бой
JavaScript / Mediaplayer

(б ↑ ↑↓) Вариант предыдущего 5-акцентного боя, в котором каждый второй удар в группе из трёх долей не вызвучивается, длительность акцентированных ударов увеличивается вдвое

JavaScript / Mediaplayer

  1. ↓↑↑↓↓↑↑↓↓) Четыре четверти с басом и 5 акцентами, «типатитопати»-бой, быстро и чуть медленнее
JavaScript / Mediaplayer

  1. (p↓p↓↓) Четыре четверти, знаменитая советская/антисоветская «восьмёрка», быстро и медленно
JavaScript / Mediaplayer

  1. ( ↓↑↓) Четыре четверти с акцентами вниз
JavaScript / Mediaplayer

  1. ( ↓ ↑ ↓ ↑ ↑↓↑↓) Ещё вариант боя на четыре четверти с акцентами вниз
JavaScript / Mediaplayer

  1. (↑ ↑ ↓) Четыре четверти ровный, движение восьмыми
JavaScript / Mediaplayer

  1. (↑ ↑ ↑↓) Вариант ровного боя на четыре четверти с движением восьмыми и шестнадцатыми
JavaScript / Mediaplayer

  1. (б↓↓) Четыре четверти ровный, движение восьмыми, с нечередующимися басами на сильную и относительно сильную долю и хлопками
JavaScript / Mediaplayer

  1. v^^) Четыре четверти со staccato, v^ — удары вверх и вниз по приглушённым струнам
JavaScript / Mediaplayer

  1. (p↓p↓ ^^v) Двенадцать восьмых, технически схожий с боем «восьмёрка» — некоторые удары вниз делаются большим пальцем (p), быстро и медленно. Редкий бой, но у меня в песнях встречается
JavaScript / Mediaplayer

  1. ↓доп б ) Две четверти с чередованием басов и двух и одного ударов, быстро и медленно
JavaScript / Mediaplayer

  1. доп б б доп б ↓) Две четверти с хлопками и синкопированным 4-м басом
JavaScript / Mediaplayer

  1. б́ б́ ↓б́ ↓↓) Четыре четверти, движение шестнадцатыми с 4 чередующимися басами, на 3-й и 4-й бас — синкопы, б́ — бас с одновременным ударом вверх (поддёргиванием), быстро и медленно
JavaScript / Mediaplayer

  1. (б ↑ ↓↑↓ ↓ ↓↓↑↓) Четыре четверти, движение шестнадцатыми, с хлопками (глушением)
JavaScript / Mediaplayer

  1. ↓^ v ↓) Один из вариантов регги
JavaScript / Mediaplayer

  1. ↓доп б↓↓) (б доп б ) (б́ доп б́ ) (↓) Accelerando в цыганских песнях, здесь без смены гармонии
JavaScript / Mediaplayer

Видеоиллюстрации:
Современный аккомпанемент опровергает мнение о бое № 1 (↑ ↑↓ ↓↑↓) как о примитивном и непрофессиональном. Песня, написанная полностью на основе боя № 1, часто называемого «шестёркой», демонстрирует его возможности.

Колыбельная (Д. Бережной – Р. Кусимов)


В следующей песне использованы ритмические рисунки № 8 (б 321 321 ↑ 321 321), № 7 (б ↑↓↑↓↑ ↑↓↑↓), арпеджио простое (б 3 2 1 2 3) и с акцентированным ударом (б 3 2 ↑ 2 3), везде размер шесть восьмых.

Муму (Д. Бережной – С. Ос)


Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь:
Школа пения и аккомпанемента на гитаре
Смотрите также:
Гитара + Вокал. Учимся по Skype;
О «правильных» схемах аккордов;
Схемы аккордов для левшей;
Схемы гитарных боёв;
Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен;
Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры;
Расположение нот на грифе гитары;
«Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов;
Табулатуры, аккорды, ноты на заказ;
Устройство гитары. Интерактивное приложение;
Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

© Денис Николаевич Бережной, denysberezhnyi.com.ua