Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

Как завершить песню красиво

2018.12.11

Из Смешных случаев и курьёзов:

— Денис Николаевич, а почему в исполнении произведения большое значение имеет окончание?
— Очень просто, Саша. Потому что все ждут только его.

Памятка ученикам о том, какой аккорд лучше сыграть в конце песни, чтобы достичь общего благозвучия и эффекта «жирной точки» или восклицательного знака в финале.

Принципы таковы:

  1. Как правило, за исключением особых случаев, финальным аккордом должна звучать тоника тональности. Если песня написана в нескольких тональностях, последним аккордом играем тонику заключительной части.
  2. Самым высоким звуком аккорда должен быть его основной тон.
  3. Самым низким звуком аккорда должен быть его основной бас.
  4. Басы ниже основного, если таковые имеются, хоть и составляют звуки аккорда, допустимо разве что зацепить случайно, потому что смотрите пункт 3.

Правой рукой эти аккорды можно играть приёмами арпеджиато, или тремоло, или ударом, или одновременным щипком в зависимости от характера песни.

Из Смешных случаев и курьёзов:

Арпеджиато — плавное соскальзывание руки по струнам, когда звуки аккорда берутся последовательно один за другим. Особенно эффектно этот приём звучит в финале произведения, о чём я постоянно напоминаю ученикам. Вы можете прекрасно петь, играть, чувствовать зал в процессе, но вялое, невнятное, затянутое или, наоборот, поспешное окончание и — всё испорчено. Напротив, вы можете неидеально исполнить само произведение, но если красиво и громко закончите, все проснутся и начнут хлопать.
Миша Скуратов хорошо понял это правило, и как-то во время исполнения им не самой любимой песни слышу ritenuto (замедление) и знакомое «брум» на тонике уже после первого куплета.
— Миша, что такое?
— Ну… Всё.
— Пой дальше.
После припева такая же «эффектная» кода.
В общем, сколько в песне было частей, столько раз Миша заканчивал произведение. Уже всем всё было понятно, но не менее смешно.

Обозначения: Горизонтальные линии — струны; вертикальные линии — ладовые порожки; O — основной бас; X — струну не играем; арабские цифры — пальцы левой руки.

Минорные тональности

В тональности Am играем аккорд Am на 5-м ладу:

      V лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
  X|-------|-------|-------|
  O|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|

или

      V лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-------|-------|-----3-|
  O|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|

или

      V лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-----4-|
   |-----1-|-------|----3--|
  O|-----1-|-------|-------|

В тональности Dm играем аккорд Dm на 10-м ладу:

      X лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
  O|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|
  X|-------|-------|-------|

В тональности Em играем или обычный аккорд Em в открытой позиции, или вот такой на 12-м ладу:

      XII лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
  X|-------|-------|-------|
  X|-------|-------|-------|
  O|-------|-------|-------|

Особенного эффекта на этом аккорде можно достичь, сыграв натуральные флажолеты. Строго говоря, натуральные или искусственные флажолеты как ещё один интересный приём в окончаниях песен можно играть на любом приведённом здесь аккорде. Но на Em, не отвлекаясь от пения, сделать это, пожалуй, легче всего.

В тональности Bm (Hm) играем аккорд Bm (Hm) на 7-м ладу:

    VII лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-----4-|
   |-----1-|-------|----3--|
  O|-----1-|-------|-------|

Мажорные тональности

В тональности C играем аккорд C на 8-м ладу:

    VIII лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-----2-|-------|
   |-----1-|-------|-----4-|
   |-----1-|-------|----3--|
  O|-----1-|-------|-------|

В тональности G играем аккорд G в открытой позиции, но иногда лучше такой на 3-м ладу:

    III лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-----2-|-------|
   |-----1-|-------|-----4-|
   |-----1-|-------|----3--|
  O|-----1-|-------|-------|

В тональности D играем аккорд D на 10-м ладу:

      X лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-------|-----2-|-------|
  O|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|
  X|-------|-------|-------|

В тональности A играем аккорд A на 5-м ладу:

      V лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-------|-----2-|-------|
  X|-------|-------|-------|
  O|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|

или

      V лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-------|-----2-|-------|
   |-------|-------|-----3-|
  O|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|

или

      V лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-----2-|-------|
   |-----1-|-------|-----4-|
   |-----1-|-------|----3--|
  O|-----1-|-------|-------|

В тональности F играем обычный аккорд F на 1-м ладу или его упрощённый вариант с малым баррэ:

   ||-----1-|-------|-------|
   ||-----1-|-------|-------|
   ||-----1-|-----2-|-------|
   ||-----1-|-------|-----4-|
   ||-----1-|-------|----3--|
  O||-----1-|-------|-------|

или

   ||-----1-|-------|-------|
   ||-----1-|-------|-------|
   ||-------|-----2-|-------|
  O||-------|-------|-----3-|
   ||-------|-------|-------|
  X||-------|-------|-------|

В тональности E играем или обычный аккорд E в открытой позиции, или вот такой на 12-м ладу:

      XII лад
   |-----1-|-------|-------|
   |-----1-|-------|-------|
   |-------|-----2-|-------|
  X|-------|-------|-------|
  X|-------|-------|-------|
  O|-------|-------|-------|

Надо ли всегда заканчивать именно так? Нет. Иногда хочется не звенеть наверху, не «завершать», ставя «вершину» аккорда и песни, а, наоборот, выделить глубину низов. Тогда играем простые аккорды первых ладов, подчёркивая, акцентируя основной тон — в Am и A это 5-я и 3-я струна; в Dm и D — 4-я и 2-я; в C — 5-я и 2-я; в Em и E — 6-я, 4-я и 1-я и т. д. Это можно сделать щипком-скобкой — одновременным щипком баса вниз и верхней струны вверх.

Ещё о важности окончаний. Из воспоминаний певца Ю. Богатикова и директора-организатора А. С. Чернышёва о совместных концертах с певицей А. Пугачёвой: «Вот выходил Богатиков. Жиденькие аплодисменты. Уходил — гром аплодисментов. Выходила Алка [Пугачёва]. Большие аплодисменты были. А уходила — никак. Потому что, хоть она и может что угодно делать с публикой, это ясно, но была стиснута фонограммой. А тогда фонограммы писали на затихание, на затихание… А для успеха, для народа затихание — это труба. Там надо точку такую, как гвоздь забить».

Видеоиллюстрация: Пример окончания в тональности Am. В коде также можно увидеть приведённые здесь на странице аккорды D и Dm на 10-м ладу.

Я живу (Д. Бережной – Ю. Арабов)


Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видеоуроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь:
Школа пения и аккомпанемента на гитаре
Смотрите также:
Гитара + Вокал. Учимся по Skype;
О «правильных» схемах аккордов;
Схемы аккордов для левшей;
Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно;
Коллекция гитарных боёв;
Схемы гитарных боёв;
Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен;
Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры;
Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары;
Расположение нот на грифе гитары;
«Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов;
Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ;
Устройство гитары. Интерактивное приложение;
Мотивация без криков и оценок;
Из опыта работы с одарёнными учащимися;
О некоторых особенностях и отличиях школы;
Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

© Денис Николаевич Бережной, denysberezhnyi.com.ua