Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

* * *

Денис Николаевич, я в восторге от вашего творчества! Как научиться петь и аккомпанировать одновременно? Отдельно что-то получается, а вместе никак. Заниматься по скайпу пока нет возможности, но очень хочется учиться у вас. Помогите, пожалуйста!
С уважением, Олег

* * *

Не могу молчать, когда играю на гитаре. Хочется петь. Как самому научиться совмещать пение и игру на гитаре?

* * *

Здравствуйте, Денис.
Я был с женой и сыном на вашем концерте. Прошёл уже почти год, но я до сих пор нахожусь под впечатлением — ничего подобного я не слышал ни до, ни после. Спасибо вам за ваши песни. Творческих вам успехов! Решился написать вам, потому что обнаружил на вашем сайте информацию о том, что вы ещё и преподаёте. В связи с этим у меня к вам вопрос. Мне 49 лет. Получится ли у меня в этом возрасте научиться аккомпанировать себе на гитаре? Петь я люблю.
Спасибо!

* * *

Здравствуйте! Моему ребёнку 6 лет. Хочу, чтобы он умел не только играть, но и петь под гитару. При поиске преподавателя обратили внимание прежде всего на Вашу методику, потому что многие учат только классической игре, а Вы учите ещё и петь. Это то, что нам надо…

* * *

Я учился у преподавателя музыкальной школы. Разбирали песню Behind Blue Eyes. Она говорила, что можно петь, можно пока не петь. Так никогда и не пели. У самого не получилось. Подскажите, пожалуйста, как научиться не сбиваться, если петь под гитару?
Паша

* * *

Денис, я недавно начал учиться играть на гитаре, 4 неделя пошла. Аккорды потихоньку беру, и пытаюсь одновременно петь, но не получается. Какие упражнения помогут мне это осуществить?
Илья Беленко


Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно

Лучше всего объединить пение и аккомпанемент помогает совместная игра с преподавателем на одной гитаре. Например, вы играете правой рукой, а он берёт аккорды. Потом он тихо поёт, а вы должны не сбиваться. Потом поёт громче, а вы пытаетесь подпевать. Потом поёте только вы, играя по-прежнему только правой рукой. (Эти этапы показаны в видеофрагменте обычного урока, где в начале ученица ещё сбивается, играя один только бой, а через 15 минут уже одновременно поёт и аккомпанирует правой рукой.) Так же вдвоём удобно учить и быструю перестановку аккордов: преподаватель медленно играет правой, вы переставляете аккорды. Он играет ритмично, вы пытаетесь успевать за ним, думаете только об аккордах, о следующем аккорде, не отвлекаясь на правую руку и пение. В общем, с толковым преподавателем — быстрее и лучше.

Что делать, если его нет. Работать надо над конкретной, какой-нибудь лёгкой, на два-три аккорда, песней. Попробуйте сначала отдельно попеть, потом отдельно, без пения, поиграть — нужно довести аккомпанемент до автоматизма, чтобы ничего не отвлекало, играть как робот, как автомат. Я обычно даю ученикам в качестве первых песен или упрощённый вариант «Кукушки» Цоя (Кино) — боем; или «Бумажный солдат» Окуджавы — басы со щипком или ударом. Или детские песенки «Ой заграйте, дударики» А. Филиппенко, «Савка и Гришка (делали дуду)», но их мелодии уже чуть сложнее. Можете взять что-нибудь своё, повторяю, на два-три аккорда. Кому-то подойдёт Apples & Bananas и «П’ять мавпеняток скачуть на столі» от Super Simple Songs; «Алиса (не ходит в школу)» Ранеток; «Эй, моряк» из к/ф «Человек-амфибия»; «Бошетунмай»¹ Цоя; «Листья жёлтые». Со временем набор легчайших песен будет меняться, поскольку меняются вкусы. Моя первая песня была «Коробейники» (Ой, полным-полна моя коробушка…). Не берите в самом начале песню с арпеджио (перебором), петь под него сложнее, пусть такая песня будет четвёртой-пятой, но не первой. Учитывайте, первая песня как первый блин, она не обязательно должна очень уж нравиться — потом надоест хуже горькой редьки, но жалеть о ней не нужно, следующие будут получаться лучше.
Потом пробовать совместить пение и аккомпанемент по одной фразе. Что касается специальных упражнений, я не их сторонник. Нужно брать конкретную песню и сразу работать, так практичней. После — постепенно усложнять песни. Это всё, чем могу помочь заочно. Не обязательно у вас получится. Живого общения ничто не заменит. Если не получается — поможет преподаватель, причём быстрее, чем вы вникнете в эти рекомендации.

И ещё. Для хорошего учителя — чем сложнее случай и неподатливее ученик, тем интереснее, азартнее справляться с задачей. Никогда не ставьте на себе крест. Если вам не помогли, например, чьи-нибудь видеоуроки, это не значит, что вы неспособны. Это значит, что вас должен слышать и учить грамотный преподаватель. Исходя из моего опыта, людей, которым невозможно было бы помочь, не бывает. Пытайтесь совместить пение и аккомпанемент на гитаре сами, но если всё же не получается, обращайтесь к правильным учителям. Сейчас научиться можно даже дистанционно с помощью видеосвязи.
Успехов!

Кукушка (упрощённый вариант) – В. Цой

Песня хороша для начала, потому что медленная, надолго «зависающая» на одном аккорде, с удобной тесситурой (то есть нетрудная для пения). В полном варианте есть вступление, мелодические вставки, аккорды Dm, Dm7, G, G7, F и др. Полный вариант подойдёт продвинутым ученикам; приобрести ноты и табулатуру для голоса и гитары полного варианта этой и других песен, послушать их в звуке можно на этой странице. Ниже — упрощённый вариант, с двумя аккордами, гармония изменена. В таком виде выучить песню могут ученики, начиная примерно с 6-летнего возраста (см. видео).
Ритмический рисунок:
↑ ↑↓ ↓↑↓ или б ↑↓ ↓↑↓
Обозначения: ↑ — удар вниз, ↓ — удар вверх (поддёргивание), б — основной бас.
Послушать бой:

  1. Четыре четверти, движение восьмыми, с басами и без (↑ ↓ ↓↓)

Цифра в скобках — количество тактов, один такт — ↑ ↑↓ ↓↑↓

 Am[4]
Песен еще ненаписанных сколько?
          Em[2]             Am[2]
Скажи, кукушка,         пропой.
   Am[4]
В городе мне жить или на выселках,
                              Em[2]
Камнем лежать или гореть звездой?
                              Am[2]
                         Звездой.

Em[2]                              Am[2]
        Солнце моё — взгляни на меня,
Em[2]                                Am[2]
        Моя ладонь превратилась в кулак,
Em[2]                                  Am[2]
            И если есть порох — дай огня.
Em[2]                                Am[2]
                                Вот так... 

Для другого голоса эта же песня в тональности Em, гармония также упрощена до двух аккордов. Однако связка Em – D уже не столь легка, как в первом варианте.

 Em[4]
Песен еще ненаписанных сколько?
          D[2]          Em[2]
Скажи, кукушка,     пропой.
   Em[4]
В городе мне жить или на выселках,
                              D[2]
Камнем лежать или гореть звездой?
                         Em[2]
                    Звездой.

    D[2]                           Em[2]
        Солнце моё — взгляни на меня,
    D[2]                             Em[2]
        Моя ладонь превратилась в кулак,
    D[2]                           Em[2]
        И если есть порох — дай огня.
    D[2]                            Em[2]
                               Вот так...

Бумажный солдат (упрощённый вариант) – Б. Окуджава

Ритмический рисунок:
б 321 доп б 321 (Одновременно щипком 3, 2 и 1-ю струну вверх, «ум-ца, ум-ца». Помним правило: у каждой струны свой палец: басы — p, 3-я — i, 2-я — m, 1-я — a.)
Можно играть не со щипком, а с ударами вниз: б ↑ доп б ↑
Малышу или начинающему так сыграть проще; на своих мастер-классах именно с этим нехитрым боем я показываю, что с нуля научиться петь под собственный аккомпанемент на гитаре можно и за 10 минут.
Басы чередовать, б — основной бас, доп б — дополнительный бас. У Am это пятая, потом шестая струна; у E это шестая, потом пятая. Цифра в скобках — количество басов! Поиграйте вначале без пения как упражнение:
Am[6] E[2]
E[6] Am[2]
Петь: на каждое движение рукой — один слог. Если не сможете считать — аккорд во всей песне каждый раз меняется на слоге «аж»: отвАЖный, бумАЖный, кАЖдый, двАЖды, вАЖных, жАЖдал, однАЖды. Легко запомнить!
На каждое движение рукой — произносить по слогу, кроме окончаний фраз. После слов с «аж» один бас (дополнительный) — пустой, в пении пауза. Можно в уме произносить «бас», или «раз», или «бум». Вот так: «…си-вый-и-от-важ-ный-бас-но-он-иг-руш…». Басы тут выделены жирным шрифтом, а в тексте ниже ещё и жёлтым цветом.
Важно: начните играть бас на слоге «дин». Бас — это сильная доля, он должен идти на ударение в слове. Т. е. просто без аккомпанемента поёте «О-» и на «дин» играете первый бас. Не играйте бас на «О-» — это частая ошибка.

  Am[6]
Один солдат на свете жил,
              E[2]
красивый и отважный, (бас)
   E[6]
но он игрушкой детской был:
                   Am[2]
ведь был солдат бумажный. (бас)
    Am[6]
Он переделать мир хотел,
                     E[2]
чтоб был счастливым каждый, (бас)
   E[6]
а сам на ниточке висел:
                   Am[2]
ведь был солдат бумажный...
Видеоиллюстрации:
Учим мелодию;
Учимся петь и аккомпанировать одновременно;
Разбор аккомпанемента для продвинутых со щипками.

Позже можете добавить вступление — чётное количество тактов. Музыка любит чётность и чёткость. Чётность — это 2, 4, 6, 8… Здесь будет хорошо — сыграть перед пением 4 баса вступления. Получится: «ум-ца-ум-ца-ум-ца-ум-о-дин-сол-дат-на-све-те-жил-кра…»

Возможные трудности Варианты решения
Вы поёте, нечисто интонируя. Развить слух с преподавателем. Вас должны слышать со стороны².
Вы поёте неритмично. Развить чувство ритма с преподавателем. Вас должны слышать со стороны.
Вы играете неритмично, сбиваетесь, рука иногда «повторяет слова», а не работает автономно. (Иногда во время произнесения слога удар или щипок не нужен, но вы снова и снова повторяете его.) Трудно играть синкопы. Довести аккомпанемент до автоматизма. Попробуйте до того места, где вы спотыкаетесь, петь и играть одновременно, а дальше прекратите петь и непрерывно продолжайте только играть в том же темпе. Когда перестанете сбиваться, пробуйте петь.
Интересно, что и пение так же нужно довести до автоматизма. На первых порах ваше внимание почти полностью будет забирать аккомпанемент, и поэтому, чтобы не сбиваться, нужно чтобы губы произносили слоги независимо от вас, петь пусть и неточно по высоте, но точно по длительностям, соблюдая необходимые паузы. Для этого необходимо хорошо знать произведение, предварительно попеть его вместе с оригиналом.
Правило: отдельно поиграть, отдельно попеть, только потом совмещать.
Если вы занимаетесь сами и петь под бой не получается, может помочь такая методика: Попробуйте медленно играть простой бой (как правило, «шестёрку») и одновременно разговаривать. Лучше даже не проговаривать текст песни, а говорить любые слова, например, описывать то, что видите перед собой. Это будет вас сбивать, а ваша задача — не сбиваться. Примерно так же на уроке учитель сбивает вас пением, иногда специально отвлекает ваше внимание стуками-грюками, хлопками и шутками, а вы, что бы ни происходило, стараетесь не сбиваться с ритма. Позже добавьте к упражнению перестановку аккордов. Такое упражнение действительно поможет довести бой до автоматизма. И уже после этого пытайтесь ритмично петь.
Частая ошибка, особенно у молодых — чрезмерно быстрый темп. Есть понятия «загнать темп», «заиграть» — играть настолько быстро, что вы перестаёте контролировать себя и понимать, что происходит. Хочется играть быстро, весело и круто. Но. Вы думаете, профессиональные музыканты с первого раза, с листа, играют что-нибудь типа «Полёта шмеля» Римского-Корсакова в бешеном темпе? Никогда. Представьте, что вы черепашка, улиточка, бывалый солдат из цоевской «Кукушки», который уже никуда не спешит. На первых страницах тетрадок моих учеников почти всегда можно найти слово МЕДЛЕННО!!! Подчёркнутое трижды.
Это важно. Сыграйте хотя бы раз вашу скоростную песню как тягомотный медлячок. Отточите нюансы. Играть медленно трудно, но необходимо.
Вы взяли для разучивания любимую песню, и всё бы хорошо, но один аккорд не получается. Это может быть F с вашим первым баррэ, H7, G или даже Dm. Нужно смотреть. Иногда стоит брать проблемный аккорд, несмотря на то, что он не звучит. Чем больше вы его играете, тем быстрее он зазвучит как надо. Пальцы привыкают.
Если в данный момент вы сидите уже достаточно долго, а дело всё хуже, попробуйте передохнуть, отвлечься. Обычно с новыми силами всё получается.
Но иногда я вижу, что песня ученику не по силам, например несколько быстро сменяющихся, идущих подряд трудных аккордов. Вернитесь назад, идите постепенно. Не берите слишком сложные произведения. Смело используйте аккорды с упрощённой аппликатурой. Некоторые из них смотрите на странице О «правильных» схемах аккордов.
Написано, что бой в песне нужно играть с басами, но пока не получается, вы промазываете и вообще «это трудно». Играйте пока без басов, замените бас ударом.
Бывает наоборот, вопреки написанному играете с басами и меньше сбиваетесь. Прекрасно. Ритмические рисунки с басами звучат благородно, профессионально, сразу слышно, что вы учились не во дворе. Бои без басов, как правило, нужны начинающим (см. предыдущий пункт), и иногда в конце быстрых песен, когда у вас кураж, а в музыке forte и presto, то басы брать не нужно.
Довели до автоматизма аккомпанемент и играете без пения уже очень хорошо, так же хорошо уже поёте под фонограмму оригинала, но когда начинаете петь под гитару, сбиваетесь с ритма. Одно из решений этой проблемы (подчеркиваю, «одно из») — маленькая хитрость, которой я часто пользуюсь в обучении. Иногда, когда вы пробуете петь и играть одновременно, очень помогает перестать сбиваться аккомпанирование с басами. Да, бой с басами сложнее боя без басов, но бывало, что для решения проблемы помогало только это. Дело в том, что не все чувствуют чередование сильных и слабых долей в такте, но и не все любят считать доли на стадии разучивания боя. В результате, когда пробуют петь, бой сбивается в «кашу» из неритмичных ударов. Попробуйте играть бой вместе с басами, т. е. замените удар на сильной, первой доле основным басом аккорда. Например, чётко сыграть 4 такта боем «шестёрка» легче, если вы будете брать в начале каждого такта бас, а не делать удар. Отсчитать 4 баса, а значит и 4 такта, легко, даже особо не задумываясь, а вот отличие ударов на сильные доли от остальных ударов можно и не почувствовать. Добавлю, что речь идёт о щипке баса большим пальцем, а не медиатором, поскольку со временем к аккомпанементу мы будем добавлять мелодические линии и нам понадобятся остальные пальцы. Например, одновременно взять 5-ю и 2-ю струны большим и средним пальцами легче, чем стандартным медиатором-каплей, верно?
Нашли гармонию или ноты песни в интернете, но то ли аккорды неправильные, то ли к вашему голосу они не подходят. Аналогично, включаете запись, поёте вместе с исполнителем и не попадаете, не достаёте, не вытягиваете. «Эта песня не для меня?» Эта песня для вас. Нужно транспонирование — перевод в другую тональность. Транспозицию сделает учитель, знающий ваш голос. Позже научит этому вас.
Что касается интернета. Подбирая песни по слуху, я часто вижу там готовые подборы. Можете мне не доверять, но из них я оцениваю как правильные только процентов пять.

¹ Время от времени приходится искать нестандартные решения. Как упростить и без того простое двухаккордовое произведение?
Условия задачи: мальчик одиннадцати лет с жестковатой гитарой без возможности доводки или замены её на что-нибудь приемлемое. У мальчика не получается взять НИ ОДИН аккорд. Ситуация отягощена неумением и нежеланием ученика работать и добиваться. Как и многим современным детям, ему хочется, чтобы получилось само и сразу. Пальцам, говорит, больно (хотя не столько там боли, сколько лени). Звук ужасный. Я понимаю, что нужно быстрое решение, — если до конца этого, уже не первого, урока ничего не получится, забросит гитару, подобно многим детям во все времена, начавшим учиться на неудачных инструментах (к слову, всегда покупайте гитару со своим учителем — специалистом!), и будет с тоской смотреть потом всю жизнь на гитаристов как на суперменов или мучеников. Но если хоть что-то получится, интерес к гитаре не пропадёт ещё хотя бы несколько уроков, а там и пальцы окрепнут. Хватаюсь за зацепку — более-менее уже получается простой бой, называемый в народе по количеству ударов шестёркой. Пока, конечно, получается без пения. Мне нужна не детская (детскую петь не будет) песня на два аккорда. Три — неподъёмно много, а взрослые песни с одним аккордом или глупы, или, как ни странно, сложны (вспомните, например, подходящую для других ситуаций замечательную «Всё я сказал» группы Дети), да и в нашем случае непродуктивны — всё-таки нужно учиться переключаться с аккорда на аккорд. Два аккорда, которые как бы и не нужно было прижимать, с максимумом открытых струн. Вспоминаю подобные песни и среди них упрощённый «Бошетунмай» Цоя. До мажор и ля минор не получаются, но тут я понимаю, что если транспонировать песню в Соль мажор, это будет G и Em, а G можно и упростить. Представляете объём работ? Мизинчиком лениво прижать первую струну на третьем ладу, сыграть целых два такта, не задевая басы, и сыграть два такта, так же лениво прижав двумя пальцами пятую-четвёртую, давая в это время отдохнуть зверски уставшему мизинчику. Ну и пусть прижатые струны пока звучат глухо или хрипят как трактор, звук открытых струн всё равно громче. Из гитары полилось что-то похожее на музыку. «Вот теперь мне нравится!», — улыбается. На следующем уроке ученик уже играл вместе с пением, а я объяснял ему неочевидный смысл этой выручившей нас песни.

² Проиллюстрирую эту короткую рекомендацию ещё одним случаем из моей практики. Молодой человек на первом занятии показал удивительное для начинающего теоретическое знание вокальных терминов. Он знал о пении на опоре, о разновидностях и отличиях голосов по октавам, значении диафрагмы, оперировал даже понятием микста. Выказывал нестерпимое желание «уже наконец поставить голос». И при этом пел катастрофически нечисто! Выяснилось, что несколько лет (!) он пытался научиться по видеокурсам на ютьюбе. Пел и думал, что поёт правильно.
Постараюсь объяснить начинающим вокалистам покороче. Многие люди от природы или от родителей обладают хорошим музыкальным слухом и умением чисто интонировать. Точнее, музыкальные способности позволяют им овладеть этим умением в короткий срок. Но большее количество людей, чтобы петь чисто, вынуждено кропотливо учиться этому. Это иногда кажется странным для тех, кто поёт без труда, но это так, и сейчас я обращаюсь не к ним. Самое главное в пении — чистота интонирования. Не тембр. Вы можете скрипеть, хрипеть голосом, как Высоцкий, исполнители блатняка или рокеры, петь с носовым призвуком, присвистом или, как любил говаривать мой ученик Назарчик, с переподвыподвертом, и всё равно вас будут слушать. Не сила. Вспомните песни Никитина из советских фильмов, колыбельные, или слащавые мимишечные напевания из рекламных роликов. Не эмоциональность. Ибо существуют певцы вроде Михаила Щербакова нарочито безэмоциональные и с неисчислимыми ценителями. Не плавность и музыкальность. Шоу-бизнес, например, обходится без них. Очень важно чувство ритма. Но если вы поёте нечисто — это хуже всего. Фальшивое пение человеческий слух воспринимает очень плохо. Дорога вам или в рэп или какую-нибудь экзотическую вокальную технику без интонирования, или в звукозаписывающую студию, где будут искусственно подтягивать программными средствами выше-ниже то, что вы там напоёте, и где вы так и не научитесь петь вживую. Или правильный путь — учиться. Вы поёте, а кто-то разбирающийся в предмете слушает рядом или дистанционно, и подсказывает, выше-ниже или правильно ли вы поёте, и корректирует. Уже есть компьютерные программы, умеющие выполнять эти функции. Пока они неэффективны. Ещё более неэффективны видеоуроки (не путать с уроками через видеосвязь), видеокурсы, видео/аудио распевки — эти не подскажут ничего.
Но есть и хорошие новости. 1. Совсем уж тугоухих учеников мало. 2. Большинству для заметных успехов хватает нескольких уроков. 3. Нормальный учитель будет добиваться, чтобы запел даже предельно немузыкальный ученик. Таких энтузиастов своего дела сложно найти, но всё-таки мы существуем. После первых успехов в интонировании, а иногда и одновременно, учитель подтянет и остальные качества голоса. Ну и возвращаясь к истории с молодым человеком, уже к концу первого урока он довольно прилично и чистенько исполнил Yellow Submarine Битлз. Не буду выдавать все секреты, как удалось. А вот почему раньше не получалось, теперь вам понятно. Просто навыков правильного пения не было — никто раньше не подсказывал, как надо, а сам не слышал. Но способности-то есть у большинства. Надо просто умело их проявить. А дальше количество правильных повторений переходит в качество.

Гитарные бои

В современной музыке без боёв — никуда. Поющим фингерстайл-гитаристам бой нужен для необходимых в вокальной музыке полётности и певучести. (К слову. Ох не нравится мне это модное название «фингерстайл». Мы всю жизнь играли и пальцами, и сложные мелодии к аккомпанементу добавляли, и боем, и подстукивали, ещё и пели одновременно. Так это, оказывается, был фингерстайл? Мужик про барина тоже всякие названия выдумывал, а барин и не знал. Просто нужно умело играть и петь, ребята.) Есть мнение, что профессиональное название боя — расгеадо, однако техника rasgueado ассоциируется с фламенко. Современный же аккомпанемент развивается самостоятельно, независимо. А ещё специалисты знают, что название «бой» тоже народное в отличие от профессионального термина «ритмический рисунок», но всё равно попадают на эту страницу через поиск по этому слову. В конце концов, не столь важно название, важен результат.

Обратите внимание! Правильная запись боёв — в таком «перевёрнутом» виде, где стрелка вверх — это удар вниз, и наоборот, стрелка вниз — удар вверх. Потому что, во-первых, в табулатуре и нотации высокозвучащие струны и ноты расположены вверху, а низкозвучащие внизу, а во-вторых, это запись с точки зрения на гитару самого гитариста, а не зрителя-слушателя сбоку. Не перепутайте. Некоторые уже привыкли к распространённому любителями изображению «стрелка вниз — удар вниз». Так можно? Можно, если удобно, и если на практике вы чаще пользуетесь схемами, но никак не нотами. Однако я не слышал, чтобы в классической музыкальной нотации произошли настолько существенные изменения. Перевернуть звукоряд вверх тормашками — это была бы кардинальная реформа системы фиксации музыки. Если она когда-нибудь случится, мы узнаем об этих изменениях не только из специализированных источников, но и изданий уровня The Washington Post и даже Спортлото.

  1. (↑ ↓ ↓↓) Четыре четверти, движение восьмыми, с басами и без. Бой «шестёрка»

Если не получилось сходу, помогает счёт. Раз-два-три-четыре. Где «раз» и «два» — на двух ударах вниз, а на счёт «три» руку опустить вниз без удара. Обязательно произнести вслух «три». Потом одновременно с тремя последними ударами вверх-вниз-вверх сказать «че-ты-ре». Рука должна двигаться плавно, ровно как часы, равномерно без рывков. Со стороны это выглядит как вниз-вверх-вниз-вверх без пауз. Получилось сыграть один раз (один такт) — сыграйте два подряд. Потом больше.

Из «секретов маэстро»

Никак не получается петь под бой «шестёрку»? Во время пения рука делает удары там, где не надо?
Порассуждаем. Если рука ударяет, где не надо, тогда нужно петь в таком ритме, как нам надо. А нам нужна именно «шестёрка». Вокальная партия каких песен написана в ритме этого боя? Вспомните «Не ходите дети в Африку гулять» Г. Фиртича на слова К. Чуковского. На первый взгляд она не подходит для начала — там аж 5 аккордов, заковыристая мелодия с полутонами и ритмический рисунок бас-аккорд. Но попробуйте ритмично спеть: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять…». Это же готовая «шестёрка»! То есть не играйте бас-аккорд. Играйте бой, и ваши удары будут совпадать с пением. Даже необязательно играть аккорды, чисто петь, исполнять до конца — мы же овладеваем только пением под ритм. Воспринимайте те несколько строк, которые сможете спеть с игрой правой рукой, как упражнение. А если вам помогает учитель, аккорды может прижимать он. Это мой «секрет маэстро», но по желанию можете вспомнить и какие-то другие песни в этом ритме для себя. А там, глядишь, и ритмически более сложные песни осилите.

Аналогично бой № 2 или похожий на него (↑ ↑ ↑↓ ↓ ↓↓↑↓) можно выучить благодаря англоязычной песне Baby Shark (Super Simple Songs). Ритм вокальной партии в ней точно повторяет ритм боя.

Следующая рекомендация для тех случаев, когда в вокальной партии есть паузы, и вы не знаете, когда вступать после них. Вставьте в пустые доли счёт. На примере рассматриваемой здесь песни «Кукушка»: Припев начинается с паузы. Куда же петь «Солнце…»? Вначале сыграйте бой и одновременно просчитайте вслух его два первых удара: «РАЗ, ДВА». Потом одновременно с боем чётко и равномерно произнесите: «РАЗ, ДВА, СО…». В следующей строке (она чуть сложнее): «РАЗ, ДВА, моЯ…». В следующей: «РАЗ, ДВА, и Е…». В последней: «РАЗ, ДВА, ТРИ, ВОТ…».
Заполняйте паузы счётом и в других песнях. Позднее произнесение вслух можно будет убрать.

Второй бой сложнее, выглядит как страшный заборчик.

  1. (↑ ↑ ↑↓ ↓↑↓ ↑↓) Четыре четверти, движение шестнадцатыми, с басами и без

Схема для запоминания на один удар больше (↑ ↑ ↑↓ ↓↑↓ ↑↓↑). Чтобы выучить, нужно разделить по частям: четыре удара вниз, два вверх, потом два раза по три: «та-та-та», «та-та-та» (вниз-вверх-вниз, вниз-вверх-вниз). Обязательно считайте первые четыре удара, на каждый удар «раз, два, три, четыре». Частая ошибка: играют сколько угодно — 3, 5, но не 4. Считайте. Должно получиться «1, 2, 3, 4-вверх, вверх-та-та-та, та-та-та», где на запятую рука идёт без удара в противоположном направлении. Чтобы сыграть два раза (два такта) подряд, нужно понять, что последний удар вниз — он же первый в следующем такте: «1, 2, 3, 4-вверх, вверх-та-та-та, та-та-1…». Сразу бой звучит прямолинейно, не так, как надо, потому что дело в акцентах. Когда сами движения рукой выучены, попробуйте посчитать до четырёх, распределив счёт на весь такт. «Раз» — первый удар, «два» — третий удар, «три» — рука вниз между двумя поддёргиваниями, «четыре» — последний удар вниз в первой фигурке «та-та-та». Так вот, на счёт 2 и на 4, это соответственно 2-я и 4-я доли такта, удары сделать сильными, а все остальные очень тихими. Например второй удар в схеме так вообще делать символически, почти убрать. Достаточно громким должен быть ещё только первый удар вниз (или бас вместо него) — это сильная доля.

Примечание ко второму бою. Некоторым гитаристам удобнее играть другую последовательность, количество ударов и промежутков между ними.
Например так: (↑   ↑↓ ↓ ↓ ↑↓), или так: (↑     ↓ ↓ ↓ ↑↓), или так: (↑   ↑↓ ↓↑ ↓↑↓), или так: (↑     ↓ ↓↑ ↓↑↓), или так: (↑↓↑↓↓↑↓ ↓↑↓↓↑↓) и тому подобное.
Это нормально и решающего значения не имеет, ведь музыкальный размер 4/4, движение шестнадцатыми и акценты на 2-й и 4-й доле остаются неизменными. Всё это — производные одного и того же боя. Если есть вдохновение, убедитесь в этом на практике — вот как выглядят многочисленные разновидности этого ритмического рисунка в нотах и табулатурах: PDF и файл Guitar Pro.
Почему я отдаю предпочтение именно своему варианту? В обучении важно идти от простого к сложному. Я знаю, что отнюдь не у всех получается выдерживать, отсчитывать длительность пауз. В частности в этом бое важна длительность между 1-й и 2-й долями из четырёх. Нужно, чтобы рука двигалась вниз-вверх и ритмически «пульсировала» именно шестнадцатыми длительностями, не прерываясь, не зависая на паузе в воздухе неподвижно. А если не сделать на «и» между 1 и 2 (раз-и-два) удар вниз по струнам или хотя бы формально — по воздуху, следующий удар на 2 может не получиться, он будет раньше или позже времени, будет неритмичным. Идеальное чувство ритма есть не у всех! Поэтому я рекомендую, если другие варианты боя № 2 не получаются, пробовать именно мой, с четырьмя ударами вниз вначале. Причём играть все удары чётко, «как отличник». Так и петь пока вам будет легче. А акценты придут к вам потом, возможно даже сами.

Ещё одно важное дополнение, относящееся ко всем боям. Мне попадались описания боёв с указанием делать удары вверх (поддёргивания) большим пальцем (p). Пока не делайте так! И тогда в дальнейшем вы сможете добавлять в аккомпанемент красивые мелодические вставки (см. видеоиллюстрации внизу страницы, а также раздел Видео), ваши пальцы будут уже готовы для этого. Все удары вниз и вверх нужно делать указательным, средним, безымянным пальцами (i, m, a), вместе или отдельно, но без большого. Большой палец (за редкими исключениями, например, фламенкоподобных боёв) — только для басов. Я понимаю, что использование большого пальца для ударов в популярных ритмических рисунках — весьма распространённое явление. Под видеоразборами адептов ударов большим пальцем встречаются даже курьёзные комментарии: «Не могу перестроиться играть большим пальцем, как научился в детстве указательным, так и играю». — «Перестраивайся, это легче, и звук приятнее». Но я не представляю, как бы я вклинивал мелодии в бои, если бы играл так. А играть пустой бой мне давно уже скучно. Заранее ориентироваться на одновременную игру боя с подыгрышами рекомендую и своим ученикам.

А ещё непонятно, как тогда играть «скобку» — одновременный удар по струнам вверх и щипок баса вниз. Редкий приём? В некоторых песнях с двудольным размером он играется на каждую сильную долю и, соответственно, составляет ровно половину произведения. Если делать удар вверх большим пальцем, то каким пальцем тогда щипать бас?

Напоследок добавлю, что настоящий курьёз — это когда те, кто советует всегда играть удары вверх большим пальцем, сами в сложных произведениях играют указательным. Для чего тогда вводить в заблуждение начинающих? Или чтобы поток их к учителю, а значит и поток денег, не иссякал, или сами те учителя достигают мастерства со временем? Кто знает. Я хочу только, чтобы ученики с самого начала не блуждали окольными путями.

Ниже расположена коллекция гитарных боёв. При её составлении я не гнался за количеством, а стремился к практичности — в интернете я встречал собрания ритмических рисунков, многие образцы которых, к сожалению, совершенно непригодны для индивидуального аккомпанемента. Здесь ни одного неработающего ритмического рисунка нет — все бои из этой коллекции использовались мною в концертно-исполнительской и педагогической практике.

Есть мнение, слышал его даже от некоторых профессионалов: Бои под номерами — глупости. Надо чувствовать музыку и играть не думая, какой там ритмический рисунок. Правильная пульсация рукой сама выведет на правильный бой. Тем более, сам рисунок может меняться в процессе исполнения произведения. Или можно относиться к ритмическим рисункам по-музыкантски, взяв за основу метроритм и выписанные или прочувствованные доли тактов, по нотам или произвольно варьируя удары.
Хорошая мысль. Когда я играю своё, или другое сложное, то понимаю, что упрощённые стандарты здесь примитивизировали бы весь мой путь по песне. Но хорошая не для учебных реалий. Когда напротив вас сидят сразу пять 7-летних гавриков (да пусть и один гаврик или почтенный господин), что взяли гитару впервые в жизни, спасают именно простые схемы движений, автоматическое повторение малого количества ударов.
Кстати, слушайте мнения разных специалистов, но одновременно обязательно интересуйтесь, как поют и аккомпанируют их ученики. И не только одарённые, а рядовые, «только что с улицы». Это лучшее подтверждение или опровержение наших мнений.

Коллекция гитарных боёв

  1. (↑ ↓ ↓↓) Четыре четверти, движение восьмыми, с басами и без, популярная «шестёрка»

  2. (↑ ↑ ↑↓ ↓↑↓ ↑↓) Четыре четверти, движение шестнадцатыми, с басами и без

  3. ↓ ↓↓) Четыре четверти, движение восьмыми, с басом и хлопками (глушением)

  4. (б ↑↓ ↑↓) Четыре четверти без синкоп

  5. ↓доп б ↓ ↓) Пунктирный с чередованием басов и хлопками

  6. ↓доп б↓↓) Четыре четверти ровный с чередованием басов

  7. (б ↑↓↑↓ ↑↓↑↓) Шесть восьмых, медленно

    (б ↑↓↑↓ ↑↓↑↓) Шесть восьмых, быстро

  8. (б 3+2+1 3+2+1 3+2+1 3+2+1) Шесть восьмых со щипками и акцентированным ударом, быстро и медленно

  9. (б ↑ ↑↓↑ ↑↓↑↓) Четыре четверти с синкопой на «и» 3-й доли

  10. (б ↑↓↑↓ ↑↓↑↓ ↑↓) Четыре четверти с синкопой на «и» 2-й доли

  11. (б ↑↓↑↓доп б ↑↓↑↓) Три четверти, ритм вальса, без глушения и с глушением

  12. (↑ ↑) Две четверти и четыре четверти, марш

  13. (↓↑↑↓↓↑↑↓) Двенадцать восьмых, движение группами по 3 доли с акцентами вниз-вверх («типатитопати»-бой), без изменения и с изменением гармонии. Здесь и далее «типатитопати» — речевая мнемоническая подсказка, помогающая освоить бой. Другая соответствующая ударам подсказка: «вниз-та-та-вверх-та-та»

  14. (↓↑↑↓↓↑↑↓↓↑↓) Четыре четверти с 5 акцентами, «типатитопати»-бой

    (б ↑ ↑↓) Вариант предыдущего 5-акцентного боя, в котором каждый второй удар в группе из трёх долей не вызвучивается, длительность акцентированных ударов увеличивается вдвое

  15. ↓↑↑↓↓↑↑↓↓) Четыре четверти с басом и 5 акцентами, «типатитопати»-бой, быстро и чуть медленнее

  16. (p↓p↓↓) Четыре четверти, знаменитая советская/антисоветская «восьмёрка», быстро и медленно. Это первая, настоящая, истинная «восьмёрка». Иногда так называют другие бои, и возникает путаница

  17. ( ↓↑↓) Четыре четверти с акцентами вниз

  18. ( ↓ ↑ ↓ ↑ ↑↓↑↓) Ещё вариант боя на четыре четверти с акцентами вниз

  19. (↑ ↑ ↓) Четыре четверти ровный, движение восьмыми

  20. (↑ ↑ ↑↓) Вариант ровного боя на четыре четверти с движением восьмыми и шестнадцатыми

  21. (б↓↓) Четыре четверти ровный, движение восьмыми, с нечередующимися басами на сильную и относительно сильную долю и хлопками

  22. v^^) Четыре четверти со staccato, v^ — удары вверх и вниз по приглушённым струнам

  23. (p↓p↓ ^^v) Двенадцать восьмых, технически схожий с боем «восьмёрка» — некоторые удары вниз делаются большим пальцем (p), быстро и медленно. Редкий бой, но у меня в песнях встречается

  24. (↓↑↓↓↑↓↑↓↓↑) Двенадцать восьмых с глушением, движение начинается с удара вверх

  25. (pp↓↓↑pp↓↓↑) Двенадцать восьмых с глушением, по звучанию почти такой же бой, как предыдущий, но некоторые удары (pp) делать большим пальцем и в другом направлении — большой палец ударяет вниз, а затем сразу вверх

  26. ↓доп б ) Две четверти с чередованием басов и двух и одного ударов, быстро и медленно

  27. доп б б доп б ↓) Две четверти с хлопками и синкопированным 4-м басом

  28. б́ б́ ↓б́ ↓↓) Четыре четверти, движение шестнадцатыми с 4 чередующимися басами, на 3-й и 4-й бас — синкопы, б́ — бас с одновременным ударом вверх (поддёргиванием), быстро и медленно

  29. (б ↑ ↓↑↓ ↓ ↓↓↑↓) Четыре четверти, движение шестнадцатыми, с хлопками (глушением)

  30. ↓^ v ↓) Один из вариантов регги

  31. (б 3 б 2+1 3 3+2+1) Пунктирный комбинированный со щипками, 2-й бас синкопированный

  32. ↓доп б↓↓) (б доп б ) (б́ доп б́ ) (↓) Accelerando в цыганских песнях, здесь без смены гармонии

Видеоиллюстрации:
Современный аккомпанемент опровергает мнение о бое № 1 (↑ ↑↓ ↓↑↓) как о примитивном и непрофессиональном. Песня, написанная полностью на основе боя № 1, часто называемого шестёркой, демонстрирует его возможности.

Колыбельная (Д. Бережной – Р. Кусимов)


В следующей песне использованы ритмические рисунки № 8 (б 3+2+1 3+2+1 3+2+1 3+2+1), № 7 (б ↑↓↑↓↑ ↑↓↑↓), арпеджио простое (б 3 2 1 2 3) и с акцентированным ударом (б 3 2 ↑ 2 3), везде размер шесть восьмых.

Муму (Д. Бережной – С. Ос)


Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видеоуроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь:
Школа пения и аккомпанемента на гитаре
Смотрите также:
Гитара + Вокал. Учимся по Skype;
О «правильных» схемах аккордов;
Схемы аккордов для левшей;
Схемы гитарных боёв;
Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен;
Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры;
Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары;
Расположение нот на грифе гитары;
Как завершить песню красиво;
«Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов;
Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ;
Устройство гитары;
Мотивация без криков и оценок;
Из опыта работы с одарёнными учащимися;
О некоторых особенностях и отличиях школы;
Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

© Денис Николаевич Бережной, denysberezhnyi.com.ua