Смішні випадки й курйози
з моєї музичної та педагогічної практики
1990—...
* * *
Учим песню группы «Король и шут» «Проклятый старый дом».
Ученик говорит:
— Какая хорошая песня. Спою её дедушке на день рождения!
Я:
— Назарчик, лучше не надо. Там же слова: «Был дед да помер / Слепой и жутко злой, / Никто не вспомнил / О нём с зимы холодной той. / Соседи не стали его тогда хоронить…» Что-то мне подсказывает, что это не самая удачная песня ко дню рождения дедушки.
Назарчик понимает, смеётся:
— Да, жалко. Может у друга на дне рождения тогда спеть?..
* * *
Пою раз в ресторане. Перерыв между выступлениями, отдыхаю. Официант смотрит, посмеивается:
— Ты им арию спой.
— Из какой оперы? — спрашиваю по-деловому.
— Какой «оперы»?! Ну арию!
До меня доходит: «Ария» — группа.
Вот и поговорили.
* * *
Шестнадцать лет — возраст у девушек своеобразный. Двусмысленность находят там, где вы и предположить не могли. Поём песню «Бубенцы», перевод Георгия Васильева Jingle Bells: «Послушайте меня: / Пока лежит снежок / Для девушки коня / Впрягите в свой возок».
Ученица начинает смеяться:
— Девушка коня — это как?
С трудом сдерживая смех, поёт дальше: «И с ней на всём скаку / Устройте лёгкий крах». И тут опять прыскает.
Я объясняю перестановку слов и смысл, и заодно с пониманием напоминаю:
— «Крах» петь через К.
Смеёмся, но нужно работать.
«Пока она визжит в снегу, / Судьба у вас в руках!»
* * *
Саше одиннадцать, очень способный, поёт чисто и аккомпанирует, пробует подбирать, играет мелодические вставки. И робкий, пока. В школе узнали, что Саша играет на гитаре, пригласили украсить праздник. Мы выбрали произведения, я в напутственной речи напомнил, что показывать надо лучшее (то, что получается), самому командовать парадом и не идти на поводу. В школе на репетиции Сашу попросили пока не петь то, что он готовил, а сходу подобрать и саккомпанировать для всех совершенно другую, незнакомую песню. Саша сделал как смог. Ему, снисходительно улыбнувшись, сказали: «Ну спасибо, молодец», и больше не приглашали ни на это мероприятие, ни ещё несколько лет. Как же я был зол! Только в выпускном классе Саша снова принёс гитару в школу и выступил. У учителей открылись рты от удивления: «Что ж ты раньше?..»
А вы-то что раньше?!
Сейчас Александр — талантливый музыкант, автор и лидер музыкальной группы.
* * *
Таня Матросова:
— В этой песне я пока препинаюсь.
* * *
Пришёл петь в ресторан. Слышу, администратор говорит с хозяином по телефону: «Мальчик с гитарой уже пришёл, сидит в углу».
После первого выхода посадил в кресло, напоил чаем.
Потом говорит:
— Я думал, вы так… певец. А вы ПЕВЕЦ!
* * *
Молодые люди живут в своём особом мирке, из которого мир большой пока не виден. Не весёлый, но курьёзный разговор случился у меня с шестнадцатилетним Пашей из отдалённого района Текстильщик, которому я объяснял, как хорошо уметь не только играть на гитаре, но и петь.
— Когда на школьных концертах выступают мои ученики, то, в отличие от просто гитаристов, которых могут слушать невнимательно, разговаривать в зале во время их игры, поющие имеют больший успех, публика подпевает, подхлопывает.
— Нет, я петь не буду! В нашей школе есть люди, которые, если начнёшь играть, а тем более петь, могут подойти и водой облить.
Я ответил, конечно, что хулиганам вообще лучше не петь, а сам представил какого-нибудь талантливого пианиста, например Рихтера или Софроницкого, или скрипача Богодара Которовича, готовящегося к концерту, мысли которого наряду с музыкальной образностью, нюансировкой, техникой и т. п. занимал бы дикий, жуткий страх, что к нему может подойти хулиганчик и облить водой.
В старших классах отношения с бесноватыми сверстниками — это проблема. Но замеченные мною характерные ушибы на внешних сторонах пальцев Паши вселяют уверенность в его правильном будущем.
* * *
Обычный первый урок. Рисую смешную ладошку — пальчики-полукруги. «Это чья ладошка? Определим методом исключения. На мою (смотрю на свою ладонь) вроде не похожа, значит это твоя». Подписываю: «Левая рука Сонечки». Сонечка смеётся.
Рассказываю дальше:
— У нормальных людей на руке сколько пальцев?
— Пять.
— А у гитаристов четыре. Ненормальные — музыку любят…
* * *
Маленькой Сонечке нравится группа «Ранетки». Была на концерте, учит песни, собирает журналы, плакаты, придумали с подружками свою группу — «Ракетки»:
— «Ранеток» я буду любить вечно! — говорит и целует фото в журнале.
Проходит две недели. Сонечка заслушивается группой «Балабама».
— А «Ранетки»?
— Надоели.
Сколько было таких групп, певцов и певиц, которых выносила на пик хит-парадов двухнедельная вечная любовь? Сколько ещё будет?
* * *
Навпроти мене сидить Ростик. Йому п’ять із половиною і він учитиметься співати й пригравати на гітарі. Мені потрібно визначити, чи він не шульга.
— Якою рукою ти малюєш? Цією? — показую свою праву.
Ростик дивиться на мене, як у дзеркало.
— Ні, ось цією.
І показує свою праву.
* * *
Арпеджиато — плавное соскальзывание руки по струнам, когда звуки аккорда берутся последовательно один за другим. Особенно эффектно этот приём звучит в финале произведения, о чём я постоянно напоминаю ученикам. Вы можете прекрасно петь, играть, чувствовать зал в процессе, но вялое, невнятное, затянутое или, наоборот, поспешное окончание и — всё испорчено. Напротив, вы можете неидеально исполнить само произведение, но если красиво и громко закончите, все проснутся и начнут хлопать.
Миша Скуратов хорошо понял это правило, и как-то во время исполнения им не самой любимой песни слышу ritenuto (замедление) и знакомое «брум» на тонике уже после первого куплета.
— Миша, что такое?
— Ну… Всё.
— Пой дальше.
После припева такая же «эффектная» кода.
В общем, сколько в песне было частей, столько раз Миша заканчивал произведение. Уже всем всё было понятно, но не менее смешно.
* * *
— Денисе Миколайовичу, а чому у виконанні твору велике значення має закінчення?
— Дуже просто, Сашку. Тому що всі чекають тільки його.
* * *
Синкопы — смещения акцентов с сильных долей на слабые.
Артём Ярош:
— Что это за симпопы такие?!
* * *
Учень Дениско:
— Я трошки дуже боюся виступати.
* * *
Учень Жора:
— Денисе Миколайовичу, я знову трішки загубив каподастр.
— Чудово, що тільки трішки! Бери залишок і став.
* * *
Елена Игоревна, в прошлом балерина, учится петь под гитару. При игре боем у неё странным образом выворачивается кисть правой руки. Из-за этой характерной особенности у нас возникла шутка: «Кто-то на гитаре играет, кто-то — аккомпанирует. А Елена Игоревна на гитаре танцует».
* * *
Семь лет я преподавал этику и эстетику в вузе. Прогуливавшие студенты, пришедшие сдавать зачёт — это отдельные поставщики курьёзов и смешных словечек. Чего стоит только «рокóко» с ударением на вторую О.
Спрашиваю у студентки:
— Как называлось товарищество художников 19-го века, которое передвигалось по Российской империи с выставками?
Думает.
— ПЕРЕДВИгалась, — подсказываю. — Группа художников. Россия. 19-й век. ПЕРЕДВИЖНые выставки. С места на место, — показываю движениями тела, — ПЕ-РЕ-ДВИ-гались.
Мучительно вспоминает и вдруг выпаливает:
— Ку-клукс-клан?!
* * *
Во время российско-украинской войны едва ли не главным оружием России стала пропаганда, заключающаяся в выворачивании фактов наизнанку. На что надеялись пропагандисты, непонятно — умному человеку и первоисточники события легко проверить, и первоисточники лживой подачи СМИ в интернет-архиве остаются и сохраняются, но правда всё равно извращалась. Например, когда российское информагентство ИТАР-ТАСС находило на ютьюбе видеозапись из Донецка, где зафиксировано, как на антивоенной демонстрации дончане-украинцы хором пели «Червону руту», объявлялось, что на самом деле это на пророссийской демонстрации «люди пели патриотические песни на русском языке».
С тех пор ещё одно, горько-саркастическое, название этого произведения для нас — «Русская песня на русском языке “Червона рута”».
* * *
Гитара — инструмент нежный, требующий бережного обращения. Ученики мои это знают. Однако у юных гитаристов иногда бывают младшие родственники. Вот несколько случаев на тему «Малыш и гитара».
Прихожу на урок к Саше, у которого есть братик Андрей.
— А почему гитара так расстроена?
— Ну тут это… — Саша замялся. — Андрюша на ней спал.
— Как спал? Она сильно расстроена. Просто голову положил?
— Да нет. Целиком.
Начало урока у Дениса. Смотрю, а металлический стержень одного из колков, толстый и на вид прочный, переломлен пополам. Выяснилось, что накануне в доме были гости и среди них маленький мальчик. Гитару он не ронял, даже в руки не брал, как потом вспоминали в семье, «просто покрутился возле неё секунд десять».
Ремонт у мастера длился полтора месяца и обошёлся в сумму, на которую можно было купить другую гитару.
Вот вам и десять секунд.
Маленька Катеринка вперше взяла гітару в руки, довго й голосно бренькала, аж глядь — потяглася до кілків.
— Катрусю, що це ти робиш?
— А чи тут у гітари гучність регулювати? Хочу тихіше зробити.
Закончился урок с Алисой. Собираюсь уходить и вдруг слышу писк в дальней комнате:
— Волки! Это волки гудят, воют! У-у-у-у-у! Здесь волк!..
Четырёхлетняя сестра Алисы Ника не на шутку напугана. Мама и папа пытаются её успокоить:
— Ника, здесь нет волков! В квартире волков не бывает.
Ника понемногу успокаивается.
Наконец мама итожит:
— Это не волк. Это Алиса пела.
* * *
У близких людей с течением времени появляются только им одним понятные фразы, связанные с милыми воспоминаниями. Так бывает и в отношениях учителя и ученика. Попробуйте-ка, догадайтесь, что означает: «Пой, Серёжа, лучше, а то синичка не прилетит». Или: «Надо бы Ютюбку покормить». И только я и Серёжа знаем, как когда-то учитель всё-таки уговорил его спеть-сыграть не сидя, как привык, а стоя, наизусть, и ещё очень постараться при этом. И как вдруг во время исполнения к окну подлетела синичка, села на форточку и сидела, слушая, до конца песни. Серёжу это поразило, это был знак! Значит, он всё сделал правильно! А я с тех пор получил ещё один действенный способ мотивации ученика.
А Ютюбка — это юный бог ютюба (или ютьюба — YouTube), который плачет («Ютюбка плачет по тебе») по некоторым особенно стеснительным или скрытным ученикам, и которого надо периодически кормить (добавлять видеозаписи), чтобы он не плакал.
* * *
Илья:
— Та что такое?! Не получается никак это сыграть.
Я:
— Гитарёнок балуется, не иначе.
— ?
— Ну в доме домовёнок живёт, а в гитаре гитарёнок. Сидит внутри, если слышит, что кто-то гитарой не очень хорошо владеет, то балуется, подпорчивает. А если чувствует, что мастер играет, он помогает. Вот смотри!
Беру гитару, играю.
— Слышишь, как получается? Это гитарёнок помог. Тебе надо ещё постараться, будет и тебе помогать.
* * *
На следующем уроке после не очень удачной видеозаписи песни Маша с порога спросила:
— Мы сегодня будем переснимовываться?
Кстати, вот и результат переснимовывания.
* * *
Уговариваем с няней 10-летней Маши, чтобы та выучила романтичную песню из фильма. Маша сопротивляется:
— Эту песню не хочу учить! У меня пока мужчины нет.
— А когда будет мужчина, то у тебя песен не будет. Мужчина помашет ручкой, скажет: «Нет песен — ухожу».
— Фи! Вы в мужчинах не разбираетесь!
* * *
Маша подбирает песню по слуху.
— Маш, что-то твой ритмический рисунок на оригинальный совсем не похож.
— А это не оригинал, это обделка.
* * *
— Ой мало у нас выученных песен. А которые есть — все простенькие. Ну что там в «Сплине» играть — два аккорда.
Илья гордо поднимает голову и возражает:
— Три!!!
* * *
Трохи про ліньки. 10-річний Андрійко торгується за легкість пісні:
— Три акорди забагато. Дайте два.
* * *
Ну і ще трохи. З тим самим Андрійком по якомусь часі.
— Легка пісня. Якраз для тебе, на три акорди. Грати Em, Am, Em, B7 по колу.
Андрійко аж змінився на обличчі:
— Та це ж чотири!
А як ви вважаєте, скільки в пісні акордів, три або чотири? Пройдіть «Тест на ліньки імені Андрійка».
* * *
— Денис Николаевич, а правда у вас ученик аж в Австралии по скайпу учится?
— Правда. По скайпу удобно. Да что там Австралии?.. У меня даже в Урюпинске ученица была!
* * *
Дзвінок із-за меж країни:
— Шукаємо гарного вчителя синові. У місті, де ми живемо, підхожих музикантів не знайшли.
— Цікаво, а де ж так немає музикантів?
— Тільки не смійтесь. У Бремені.
* * *
Исполнителям на заметку. Очень выгодно знать песню на каком-нибудь экзотическом языке. Пригодится на тематических концертах. Например, одна и та же песня на корейском языке была у нас «корейской новогодней песней», «корейской песней к Международному женскому дню, которую любят петь все корейцы, собираясь за праздничным столом 8 марта» и «песенкой корейских мышек» в детской музыкальной сказке о мышках и кошечках. Главное, не объявлять её так в самой Корее. Впрочем, из-за особенностей произношения можно быть спокойным, — корейцы всё равно не узнают, о чём вы поёте. И на каком языке.
* * *
А ось вам зворотний варіант попереднього лайфхаку.
Жорика, мого учня з родини українських біженців, який через російське вторгнення опинився у Латвії, попросили виступити в місцевій школі.
— Що ж я їм співатиму? Латиських пісень не знаю.
— Тю. Ти ж щойно співав про Латвію.
— ?
— «Мальви» Жадана й Собак: «Квітнуть мальви на маминому ґанку, / Я в трьох країнах сидів за хуліганку». Оголосиш, що одна з країн — Латвія!
* * *
Після концерту підходить жінка, каже:
— Зупе-зупе.
Я не второпаю:
— Сорі, ай донт андестенд, не розумію.
Вона захопленіше:
— Зупе зіне! Зупе!
Почувши ту «зіну», починаю щось тямити: зіне — зінге — зінгер — сінгер — співак. Вона німкеня і З їхнє — це С.
— А, супер?!
— Я-я! Зупе зіне. Зупе!
* * *
Франко-бельгійським гостям нашої країни, з якими я продовжив спілкування після свого виступу, зголосився допомогти місцевий водій.
— Чи зможете ви чекати на нас зі своєю автівкою в певний час?
— Па проблем, — «нема проблем» французькою.
— І в умовленім місці?
— Па проблем.
— Точно в певний час в умовленім місці?
— Па проблем.
Звичайно, в потрібний час у потрібному місці його не було.
Ми прозвали цього водія «Папа проблем».
* * *
Порада викладачеві приватних уроків гри на гітарі.
— Газетярі знахабніли! В рубриці оголошень беруть уже по 5 гривень за слово. Тільки телефон безплатно.
— Прорекламуйте одним словом.
— Але яким?!
— Гітаронавчання.
* * *
Вчитель учневі:
— Ваш перший запис пісні кілька днів на ютьюбі, а вже так багато переглядів, вподобайок та чудових коментарів. Маєте всі ознаки того, кого називають любленцем публіки.
— Дуже дякую, учителю!
— Поки що нема за що. Тепер малого не стає — навчити вас співати і грати.
* * *
«Ціна чистого співу».
— Вчителю, я знайшов людину, яка за 20 доларів/урок може навчити мене співати гроул, кроук, скрім, грім, фрай, шрай, скрип і хрип. А чи можете навчити цього ви?
— Ні. Але за п’ятикратну ціну я можу від цього відучити.
* * *
— Чому ви дали мені пісню в тональності, вищої за оригінал у співака?
— Тому що кожен має свій голос, і слід транспонувати твір у тональність, підхожу саме для вашого голосу.
— Як складно! Але мені до вподоби цей співак і я хочу співати так само, як він!
— Гаразд. Поясню простіше. Він співає нижче, бо старіший, отже голос уже пропитий. А у вас іще все попереду…
* * *
— Звукорежиссёр, который делает студийную аранжировку песни, прислал странное сообщение: «Было 195 бпм, поднял на 5. Другие варики оказались грязными. Придётся баунсить каждую вавку, либо писать на скорость 195 вок и разгонять +5 бпм». Переведите, пожалуйста.
— Ох… Это звукорежиссёр пытается сказать: хорошо, что вы ещё играете живую музыку, потому что его музыка безнадёжно больна. Видите? Написано: грязная и в вавках.
* * *
Помните, выше мы смеялись над историей с песней группы «Король и шут»? Много лет спустя — подобный случай.
— Ну вот, Илья, скоро Новый год, а ты только смурные песни поёшь. Нечего и спеть в школе на праздник.
— А «Валет и дама» «Короля и шута»? Она бодренькая.
— Страшилка же. Про кровавое убийство.
— А…
На следующем уроке:
— Я думаю, «Валет и дама» всё-таки подойдёт!
— Почему?
— Там же «И упало тело на снег». СНЕГ! Значит, она новогодняя!
* * *
— Хочу навчитися грати, як Поганіні!
— Як Поганіні ти вже граєш. Краще навчися грати, як Паґаніні.
* * *
Музики розмовляють:
— Як ти вважаєш, яку пісню мені заспівати до Геловіну?
— Не переймайся, у твоєму виконанні підійде будь-яка.
* * *
Артур Отаманчук:
— Ні, це я не з помилками граю. Це просто мені так подобається!
Артур — початківець. Він ще не знає, як у таких випадках одповідають «фахівці»:
— Чому в затакті помилка?.. Це в мене не помилка, а навмисна імпровізація.
* * *
Після виконання пісень із мультфільмів незрідка реакція дітей така: «Це ви співали у мультиках?!», «Ви так співаєте, що немов це ви в мультфільмі співали!». Жартую у відповідь, що іноді підробляю актором мультфільмів.
* * *
На уроке знакомлю шестилетнего Диму и его десятилетнюю сестру Лену с разными музыкальными инструментами. На очереди — саксофон. Услышав название, Дима насторожился: «Ой! Это слово мне напоминает другое слово, которое мне сказала Лена и которое она просила никому не говорить. Но я всё равно рассказал всему садику. Кроме девочек».
* * *
Учениця Олександра, молода жіночка з грайливим почуттям гумору:
— Am — мінорний акорд, E — мажорний, а Dm6 який?
— Секстакорд.
— Ось. Я так і знала, що цим усе закінчиться.
* * *
— Співати під гітару краще стоячи, ніж сидячи.
— Чому?
— Стоячи голос звучить гучніше, співак видається виразнішим, але головне — так зручніше увертатися від речей, що летять із залу.
* * *
— Невже наша гітара настільки погана?
— Як вам сказати… Вам краще купити нову. А цю не шкода брати на природу. Грати біля багаття. Навіть дуже близько до багаття. Якомога ближче…
* * *
Баррэ — приём в игре на гитаре, при котором одним пальцем левой руки надо прижать сразу несколько струн.
Ученицы Аня и Настя ссорятся:
— Ах, так?! Да чтоб тебе попалась песня с одними баррэ!!!
Назар:
— Эта песня сложная — вся на барáх.
* * *
По данным Google Analytics этот сайт ежедневно посещают несколько сотен человек из разных стран мира. Попадают сюда, помимо прочего, и по поисковым запросам, связанным с оригинальной музыкой и музыкальными пособиями, размещёнными на сайте. Как-то я почитал поисковые запросы нескольких месяцев, и среди них встретил такие забавные:
как отделаться чтобы не петь песню
мене не беруть в школі співати що робити?
я люблю гитара и петь песня
игры пэния на гэтара
играние на гитаре и пение
если не можешь петь сложнее цоя что то
игры песни чтоб музыка играла а человек пел
кола и молоко что будет?
почему под фонограмму петь стыдно и позорно
как понять играет ли человек на электрогитаре не давая ему этой гитары
как научиться петь на гитаре
сам себе не будешь аккомпанировать — никто не будет
жизнь гитариста трудна
войти в музыку легко и радостно
* * *
Музыкальное приложение: Песня-шутка
Ответ предателю Пьеро, который явился к Мальвине и приставал
(Д. Бережной – Д. Легеза)
Уроки співу? Вокалу? Або уроки гри на гітарі? Чому важливо вчитися співати й акомпанувати на гітарі одночасно. Хто і де навчає цього. Як не помилитися у виборі викладача. Плюси і мінуси навчання в музичній школі. Як не потрапити в пастку відеошкіл. Відеоуроки, персональні уроки або дистанційні уроки скайпом онлайн — що краще? Відповіді тут: