Денис БережнойШкола пения |
I t тоника |
II | III | IV s субдоминанта |
V d доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
Am A7 A |
B7 (H7) | C | Dm [D] [D7] |
E Em E7 |
F | G G7 |
Em E E7 |
F#7 F# |
G | Am [A] [A7] |
B7 (H7) Bm (Hm) B (H) |
C | D D7 |
Dm D7 D |
E E7 |
F | Gm [G] [G7] |
A7 Am A |
Bb (B) | C C7 |
Bm (Hm) B7 (H7) B (H) |
C#7 | D | Em [E] [E7] |
F# F#m F#7 |
G | A A7 |
dur – (от латинского durus) то же, что мажор
I T тоника |
II | III | IV S субдоминанта |
V D доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
C C7 |
Dm [D] |
Em E |
F | G G7 |
Am A |
B7 (H7) |
G G7 |
Am [A] |
Bm (Hm) B7 (H7) |
C | D D7 |
Em E |
F# F#7 |
F F7 |
Gm [G] |
Am A7 |
Bb (B) | C C7 |
Dm D |
E E7 |
D D7 |
Em [E] |
F#m F# |
G | A7 A |
Bm (Hm) B (H) |
C# C#7 |
A A7 |
Bm (Hm) [B7] (H7) |
C#m C#7 |
D | E E7 |
F#m F# |
G# G#7 |
Остальные тональности можно построить аналогично, с помощью следующей памятки.
Дубль-диезы и дубль-бемоли не использовать.
Пример: Построим тональность G#m
1. Пишем буквенные обозначения звуков. Вспомним последовательность нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (кошка ехала в такси), и построим эту же последовательность, только от ноты соль (G) и по кругу: соль, ля, си, до, ре, ми, фа.
I t тоника |
II | III | IV s субдоминанта |
V d доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
G | A | B (H) | C | D | E | F |
2. Добавляем ладовые различия, по аналогии с уже известными нам минорными тональностями. Субдоминанта, как правило, минорная, но могут быть варианты. Доминанта может быть любая, но на первое место ставим пока мажорную. Тоника — понятно, что минорная, но может измениться — преобразоваться в мажор и сама стать доминантой к собственной субдоминанте. Остальные ступени мажорные, а II и VII часто могут быть септаккордами на основе мажора.
I t тоника |
II | III | IV s субдоминанта |
V d доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
Gm G G7 |
A7 | B (H) | Cm [C] [C7] |
D Dm D7 |
E | F F7 |
3. Пожалуй, самое трудное в вычислении — добавляем знаки альтерации. Для этого отсчитываем интервалы между звуками по принципу минорной гаммы: от соль-диез до ля — полутон, а должен быть тон — пишем ля-диез. От ля-диез до си — полутон, и должен быть полутон — оставляем си. От си до до — полутон, а должен быть тон — пишем до-диез, и т. д.
I t тоника |
II | III | IV s субдоминанта |
V d доминанта |
VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
G#m G# G#7 |
A#7 | B (H) | C#m [C#] [C#7] |
D# D#m D#7 |
E | F# F#7 |
Видеоиллюстрация:
Кому-то может показаться: ну зачем мне тональность G#m? Каподастр на 4-й лад и вся недолга. Ан нет! Вот вам, например, песня, начинающаяся в тональности C#m, которую тоже якобы можно было играть с каподастром на 4-м, но потом — бац! модуляция в Dm, и мы понимаем, что всё лучше звучит именно на открытых струнах. Поэтому при случае надо разбираться и в таких тональностях.
Бриндуша (Д. Бережний – М. Вінграновський)
Вычисление знаков тональности с помощью гамм понятно, наглядно и в результате более практично, чем вычисление по порядку появления диезов и бемолей. Знаете, почему? Мажорная и минорная гаммы всегда под рукой: вот До мажор, вот ля минор на вашей гитаре. Можно увидеть последовательность интервалов и построить аналогичные от любой ноты. Система же «фа-до-соль-ре-ля-ми-си», «последний диез на ноту ниже тоники» и т. д. требует большего запоминания правил, исключений к ним, непростых вычислений ключевых знаков минорных тональностей. Попробуйте, например, определить знаки альтерации в тональностях соль-бемоль минор или Соль-диез мажор. При вычислении с помощью гамм сразу видно, что эти тональности для записи не используются. Учитывая, что работать нужно с широким кругом самых разных людей, желающих петь и аккомпанировать, рассчитывать на запоминание ими множества правил не приходится. По этой же причине в таблицах тональностей я опустил некоторые обозначения, в частности, что III и VI ступени это медианта (m) и субмедианта (sm). А самые старательные и неленивые ученики, конечно, пойдут дальше и узнают, что…
© Денис Николаевич Бережной, denysberezhnyi.com.ua