Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары

2018.04.17

Зачем нужны эти схемы:

  1. При слуховом подборе песен не всегда оригинал звучит в удобной для гитариста тональности. Речь идёт о ситуациях, когда большинство аккордов оказываются с баррэ. Можно, конечно, подобрать песню в удобной, лёгкой тональности, перед этим хорошо запомнив её. Но при таком способе предварительного транспонирования вероятны ошибки. Точнее разобраться в ступенях произведения можно, играя одинаково с оригиналом. Кстати, не всегда это будет абсолютно так же, как играют музыканты на записи — там вообще может не быть гитары (например, только компьютер) или использоваться другие позиции, аппликатуры, или нестандартный строй. Играя одновременно и одинаково с оригиналом, вы лучше слышите линии баса и мелодий. После точного подбора оригинала транспонируйте в удобную тональность.
  2. Вам нужно саккомпанировать без подготовки и репетиции. Это может быть концерт, вечеринка, посиделки. Когда я работал в ресторанах, это умение пригождалось мне в игре возле столиков. Кто-то начинает петь в произвольной тональности и вы понимаете, что она произвольная от слова «произвол». Просить не придуриваться и петь в Am или Em несолидно, непрофессионально, и некогда. Да и кто там будет под вас подстраиваться? Это же аккомпаниатор должен подстраиваться под солиста, а не наоборот. А бывает на концерте поёт солист с профессионализмом не меньше вашего, и чётко знает, что это его тональность и выше-ниже петь не будет (хотя и мог бы). Возня с каподастром не спасёт — модуляции. Тогда просто и уверенно играете по знакомым схемам.
    В процессе исполнения, если видите, что аккорд с баррэ номинально — лёгкий аккорд открытой позиции (например, поставили мажор на 5-м ладу с основным басом на 5-й струне — а это D), переносите руку на обычный Ре мажор и отдыхаете от баррэ. Ну или не переносите — не всегда это звучит красиво. С опытом плавно замещать трудные аккорды лёгкими получается лучше.
  3. Зная схемы расположения ступеней мажорных и минорных ладов по отношению друг к другу, вы понимаете принцип устройства гитары, преимущество гитаристов по сравнению с другими инструменталистами (в частности, пианистами) менять тональности, не меняя аппликатур. Легко переходите из тональности в тональность. Уверенно пишете собственные песни и подбираете чужие. Наглядно видите и лучше понимаете принцип квартового доминантового тяготения ступеней, что любой аккорд является доминантой и тяготеет в свою собственную тонику, расположенную квартой выше.

Пояснения:

  • Горизонтальные линии — струны; вертикальные линии — ладовые порожки. Номера ступеней написаны в тех местах, где нужно взять основной тон (бас) аккорда и дальше его строить. Нумерации ладов нет, она зависит от необходимых вам тональностей, поэтому схемы и являются универсальными, сдвигаемыми.
  • Брать аккорды с основным басом на 4-й струне неудобно, поэтому я не даю здесь схемы тональностей с тоникой на этой струне. Если вы обнаружили основной бас тоники вашей тональности на 4-й, почти всегда удобнее перенести его на 6-ю и играть там по соответственной схеме.
  • Схемы для минорных тональностей нарисованы избыточными, 6-ладовыми. При игре я так и держу их в голове, чтобы идти от тоники в любую сторону. Но при желании количество ладов можете сократить до 4 правых или 5 левых. Все ступени тональности всё равно останутся в наличии.

Минорные тональности

Так располагаются ступени, если основной тон (бас) тоники на 6-й струне:

   |-------|-------|-------|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|-------|-------|-------|
   |----VI-|-------|---VII-|-------|-----I-|-------|
   |---III-|-------|----IV-|-------|-----V-|----VI-|
   |---VII-|-------|-----I-|-------|----II-|---III-|

Так располагаются ступени, если основной тон (бас) тоники на 5-й струне:

   |-------|-------|-------|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|-------|-------|-------|
   |---III-|-------|----IV-|-------|-----V-|----VI-|
   |---VII-|-------|-----I-|-------|----II-|---III-|
   |----IV-|-------|-----V-|----VI-|-------|---VII-|

I — Тоника
IV — Субдоминанта
V — Доминанта

Тоника и субдоминанта — минорные (но могут изменяться). Остальные ступени чаще всего мажорные (но могут быть варианты).

Играть аккорды с басами на 4-й струне не обязательно — те же аккорды можно взять с басами на 5-й, 6-й струне.

Мажорные тональности

Так располагаются ступени, если основной тон (бас) тоники на 6-й струне:

   |-------|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|-------|
   |----VI-|-------|-------|-------|
   |---III-|----IV-|-------|-----V-|
   |---VII-|-----I-|-------|----II-|

Так располагаются ступени, если основной тон (бас) тоники на 5-й струне:

   |-------|-------|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|-------|-------|
   |-------|-------|-------|-------|-------|
   |----IV-|-------|-------|-------|-------|
   |-----I-|-------|----II-|-------|---III-|
   |-----V-|-------|----VI-|-------|---VII-|

II и VI ступени — минорные (но могут изменяться). Остальные ступени чаще всего мажорные (но могут быть варианты).

Если играть аккорды с басами на 4-й струне не получается, эти аккорды можно найти за пределами указанных ладов и брать с басами на 5-й, 6-й струне.

Запомнить схемы совсем не сложно, если обратить внимание на их сходство с обычными тональностями: Em, Am, F, C.


Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видеоуроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь:
Школа пения и аккомпанемента на гитаре
Смотрите также:
Гитара + Вокал. Учимся по Skype;
О «правильных» схемах аккордов;
Схемы аккордов для левшей;
Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно;
Коллекция гитарных боёв;
Схемы гитарных боёв;
Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен;
Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры;
Расположение нот на грифе гитары;
Как завершить песню красиво;
«Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов;
Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ;
Устройство гитары;
Мотивация без криков и оценок;
Из опыта работы с одарёнными учащимися;
О некоторых особенностях и отличиях школы;
Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

© Денис Николаевич Бережной, denysberezhnyi.com.ua