Проводя уроки по Skype, не нашёл хороших наглядных пособий. Все 90-е годы я использовал ручку и тетрадь. Знания возникали для ученика «из ничего», под рукой учителя на чистом листе бумаги. Это было лучше, чем увидеть готовую иллюстрацию, хотя и выглядело не так аккуратно. Теперь и в классическом, и в дистанционном обучении удобнее готовые рисунки и схемы. Поскольку таких, которые мне нужны, нигде не было, сделал сам. Они имеют характерные особенности и отличия, поэтому даю их здесь с пояснениями.
Общим приоритетом ко всем схемам я ставил краткость. Ничего лишнего. Не надо засорять голову ученику пока не нужными знаниями — остальное усвоится потом.
Басовые струны толще остальных, как в действительности, чтобы ученик сразу сориентировался и привык к перевёрнутому положению схем. Иногда ладовые порожки называют ладами. Чтобы не возникало путаницы, я разделил эти названия, кроме того, ладовые порожки у меня просто порожки. «Палец ближе к порожку, но не на нём». О нюансах сообщим ученику позже.
О том, что 4, 5, 6-я струны называются басами и почему, говорим сразу, о том, что остальные — это голоса или дисканты, потом. Информация о басах на этом этапе нужнее. Так же пока можно поступить с информацией о мизинце правой руки «e» или «c», и большом пальце левой «T». Любопытство удовлетворяем, но в схемы не вносим.
Обычный первый урок. Рисую смешную ладошку — пальчики-полукруги. «Это чья ладошка? Определим методом исключения. На мою (смотрю на свою ладонь) вроде не похожа, значит это твоя». Подписываю: «Левая рука Сонечки». Сонечка смеётся. «У нормальных людей на руке сколько пальцев?» — «Пять». — «А у гитаристов четыре. Ненормальные — музыку любят…»
При таком схематическом изображении рук, как на рисунке, хорошо видна и очерёдность пальцев левой руки и обозначения пальцев правой, которые можно запомнить одним словом pima.
Схемы аккордов — это именно схемы (или сетки), а не таблицы. Потому что словосочетание «таблица аккордов» встретится потом минимум дважды: в таблицах тональностей и таблице аппликатур. Кружочки с цифрами нарисованы именно там, где должен стоять палец, — то, чего я не нашёл в других схемах. Рядом с буквенным обозначением аккорда нотное название с учётом правила музыкальной теории: мажор с большой буквы, минор с маленькой. Потом так проще будет привязать латинскую букву к ноте, и наоборот. Кроме того, ученик сразу слышит музыкальные термины мажор-минор, с которыми будет иметь дело постоянно. Тем не менее, при работе над песней лучше произносить вслух буквенные обозначения из-за их краткости. Полное название говорить просто некогда.
Система басов. В найденных мною схемах её нет, что меня абсолютно не устроило. Я обязательно указываю в схеме основной бас аккорда (белый кружочек или буква О — Основной) и дополнительный бас (доп.). Что касается последнего, иногда этот бас называют чередующимся, в англоязычной традиции — альтернативным (alternate bass, для англоязычных учеников я пишу alt., однако то, что для иностранца означает всего лишь «поочерёдный», в нашем случае имело бы неуместный оппозиционный оттенок), также иногда отмечают в этом качестве квинтовый тон аккорда. По-моему, чередующимся называть этот бас не совсем точно, т. к. и основной бас мы так же чередуем, он тоже является чередующимся. В то же время не всегда это именно квинтовый тон. Отдельное замечание о дополнительном басе в аккорде Am. Несмотря на то, что в песне при переходе с него на Dm (а равно с A на D и т. д.) правильнее было бы сыграть четвёртую струну, плавной линией баса нужно временно жертвовать ради упрощения. Выиграем мы чистоту звучания не прижатых неумелыми пальчиками струн и соблюдённый принцип плавной линии баса в связках со всеми другими аккордами. О системе басов не обязательно рассказывать на первом уроке, но вид басов на схемах первых аккордов не мешает.
Если по поводу аппликатур некоторых аккордов сомнений не возникает, то другие могут вызывать вопросы. В аппликатурах я исходил из практичности, удобства, целесообразности. Например, желателен четвёртый палец в Dm, чтобы освободить третий для оригинальной линии баса. Трудно прижимать четвёртым? Берите пока 1, 2, 3-м. Категоричность я исключаю. Вы знаете, как играют профессионалы? В зависимости от произведения используют ту аппликатуру, которая подходит в данный момент, какой бы непривычной она ни была. Если понадобится, они и Am возьмут 2, 3, 4-м пальцами. Важно дать сразу простой вариант До мажора со свободным для мелодических линий мизинцем, но после усвоения выучить и полный, с более благозвучным чередованием басов. Аккорды A, A7, G — преимущественно так. Фа мажор сразу с баррэ (не на первом уроке). Если ученик уже в состоянии понять, объясняем, почему, с примерами. Потом он выучит и другие аппликатуры, необходимые для отдельных случаев, но чаще придётся аккомпанировать именно так. Аккорд D я считаю необходимым давать в двух вариантах, т. к. на практике оба равноправны, нужно использовать и тот и другой. Обычно на уроке я предлагаю ученику самому выбрать для начала удобный вариант. Ко второму он придёт позднее, конечно, если захочет сделать свой аккомпанемент разнообразным.
И последнее. Вы уже слушали моих учеников? Вокально-гитарная педагогика мчится вперёд — сейчас нам удаётся достичь интересных результатов в короткий срок ещё и потому, что в начале обучения очень помогают упрощённые аккорды. В некоторых песнях F можно безболезненно для слуха заменить на F7+. Малышам, которым трудно сразу растянуть пальчики, я иногда позволяю брать Соль мажор одним мизинцем, да даже любым пальцем, не прижимая и не играя басовые струны. Обычно такая «вольность» продолжается не дольше одного урока, т. к. ученики сами слышат, что полный вариант звучит красивее, и пальцы привыкают. Но не страшно, если настоящий Соль мажор получится позднее. Главное, я не рекомендую заучивать полный аккорд G, используя первый палец для 5-й струны — это тупиковый путь для будущих мелодических линий в аккомпанементе. Иные аппликатуры G — только после этой¹. Настоящие низкие основные басы в упрощённых вариантах G и Bm (Hm) исчезают, на схемах рядом с ними крест. Основной тон аккорда оказывается на 3-й струне. Роль низкочастотной основы она играет нехорошо, пискляво, поэтому я и не указываю её как основной бас. Эти аккорды предназначены для ритмических рисунков без басов. Конечно, вы можете играть 3-ю струну на G и Bm (Hm) в качестве баса. Но если вы умеете играть с басами, возможно, вы справитесь и с полными аккордами?
¹Видеоиллюстрация: Правильно взятый аккорд Соль мажор (G) раскрывает возможности аккомпанемента.
Время (Д. Бережной – К. Рупасов)
Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видеоуроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь: